Дата: Воскресенье, 15.01.2017, 11:11 | Сообщение # 1
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Время сомнений. Как понять психологию подростка?
«Подростков бессмысленно воспитывать. Это, скорее, вредит, нежели помогает», — считает Дима Зицер, известный психолог и педагог, директор Института Неформального Образования.
Известный педагог разобрал самые частые ошибки в воспитании.
Ошибка 1. Требовать от мальчика «быть мужиком», а девочку воспитывать «хозяюшкой».
Требование «будь мужиком!» обязывает мальчика ходить всё время с выпяченным подбородком, находиться в боксёрской стойке, не даёт ему права на нежность. И неважно, что он хочет и чувствует на самом деле! Доказывать, что он «мужик» и «не слабак», он будет, естественно, за счёт остальных — подавлять, унижать. Ребёнок расшалился и нарушил покой — получит подзатыльник. Да и тупых пешеходов или подчинённых надо воспитывать... С девочками та же история. Если девочку увлекает футбол и совсем не нравится готовить щи, разве она не имеет на это права? Дайте детям возможность быть самими собой. И тогда они сами осознают со временем свою женственность и мужественность.
Ошибка 2. Если ребёнок взял гаджет, надо немедленно его отнять.
Когда подросток 15 лет битый час не вылезает из компьютера, вы, конечно, можете ему сказать, что вы об этом думаете. Например, что есть более полезные занятия: почитать книжку, помыть пол, погулять с собакой и т. д. Но если вы хотите, чтобы он вас услышал (заметьте: я ещё не сказал — поменял поведение!), задолго до этого вам надо установить отношения, когда вы слышите ребёнка, а не только приказываете. Это не отношения господина и раба, которому указывают: «Это я тебе подарил! Это моя квартира! А ты ещё сам ничего не заработал!» Ведь если это ребёнок, рождённый в любви, то разве это не его квартира, так же как и ваша? Вы что — сдаёте ему угол?
Ошибка 3. Тайно читать переписку в соцсетях, чтобы он не наделал глупостей.
Родители боятся за своих детей. И есть большой соблазн из-за этого страха навязывать свои решения, вламываться в их почту, постель, отношения с другими людьми. Но страх — не оправдание. Влезая силой в его жизнь, взрослые доказывают ребёнку: побеждает сильнейший, а ему не на кого положиться, потому что даже родные люди могут обмануть. Получается странная штука: сначала родители из-за своего страха лишают ребёнка права выбора, а потом приходят к психологу: «Он ничего не может сам решить, не знает, куда поступать, плывёт по жизни».
Ошибка 4. Постоянно спрашивать: «Как прошёл день в школе?»
Самый бессмысленный вопрос для ребёнка 14-15 лет. Во-первых, маловероятно, что родители услышат правду (он уже рассказал кому надо, как у него дела). Во-вторых, что это за отношения между близкими людьми, когда вы задаёте ничего не значащий вопрос, получаете такой же ответ и успокаиваетесь. Рассказывайте о себе — что было интересного за день, что вас взволновало, от чего вы испугались, что узнали и т. д. Протянутая рука непременно найдёт протянутую руку.
Ошибка 5. Подшучивать в духе: «С таким лицом к тебе ни одна девчонка не подойдёт» и т. д.
Долго бы продлились ваши отношения с супругом, если бы он бросал вам такие дурацкие реплики? А подростки вдобавок пока ещё верят родителям. Если мама говорит, что
у него «прыщавая рожа», он верит, что так оно и есть.
Ошибка 6. Диктовать ребёнку, с кем ему дружить, что носить, есть и т. д.
Добиться этого у родителей нет ни единого шанса. Переходный возраст — это как раз время, когда ребёнок вдруг понимает, что у него есть силы сказать «нет» родителям. Если в 10 лет он доедает, давясь супом и слезами, то в 13-14 лет он вдруг понимает, что можно просто встать и уйти. Это так просто! Более того, дети к этому возрасту уже знают, как нужно возражать. Этому они научились у собственных родителей, учителей, а потому предлагают нам самый неудобный способ противостояния («Мам, можно мороженое?» — «Нет». — «Почему?» — «Потому что»). Получается такое не самое приятное зеркало.
Ошибка 7. Переходный возраст — это гормоны, надо потерпеть 3-4 года, и потом всё будет хорошо и легко.
Должен разочаровать. Легче не будет. Переходный возраст — это время сомнений, перепроверки всех правил и норм, отношений с окружающими. Человек вдруг понимает, что он очень одинок. И поделиться ему не с кем. Он переступает порог дома, а там не тыл, а снова передовая: вещи не убрал, уроки не сделал, троек нахватал... А если даже любимые люди делают его жизнь невыносимой, значит, он будет искать убежище в другом месте — на улице, в Сети. Подросток чувствует всё намного ярче и острее. И в этот момент единственное, что мы можем ему дать, — это поддержка. У него в переходном возрасте судей без нас полно. И если он приходит домой и получает ещё одного судью, как ему жить-то?
Советы для родителей
Спокойствие
Если собрались поговорить с подростком — сначала вдохните глубоко. После этого многое увидите иначе.
Живите сами
Не надо посвящать свою жизнь ребёнку — вы сделаете его существование невыносимым. Займитесь собой. Найдите себе занятие по душе — йога, чтение книг, фитнес, походы в кафе с друзьями и т. д. Живите сами и дайте жить ему.
Доверие
Бояться за ребёнка, не спать и ждать, когда хлопнет входная дверь, — это нормально. Ненормально мучить его из-за своего страха или шпионить за ним. Пытайтесь договориться о сроках возвращения домой.
Любовь
Почаще напоминайте себе о том, что ребёнок — это ваш самый близкий и любимый человек. Не тот, кого вы должны воспитать или выдрессировать. Его воспитают и испортят ему жизнь и без нас. Пусть у него будет хотя бы один адрес, где его жизнь не портят, — отчий дом.
Дата: Воскресенье, 15.01.2017, 11:14 | Сообщение # 2
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Как понять, что у подростка начался переходный возраст?
Изменения внешности:
• Резкое увеличение роста и веса, изменение пропорций тела. • Начало полового созревания: появление волос на лице и теле, ломка голоса у мальчиков; начало менструации, формирование груди у девочек.
Дата: Воскресенье, 15.01.2017, 11:19 | Сообщение # 3
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Переходный возраст: как благополучно «перерасти» подростковые недомогания
Когда ребёнок начинает дерзить, да при этом ещё и резко вырастает, или, наоборот, перестаёт расти, - всё это списывают на переходный возраст.
Но немногие догадываются, что ребёнка с этими проблемами нужно прежде всего показать эндокринологу…
Рассказывает Ольга Безлепкина, доктор медицинских наук, профессор, замдиректора по научной и лечебной работе ФГБУ «Эндокринологический научный центр».
Ольга Безлепкина: Возраст с 11 до 16 лет - период, в котором подростковый бунт объясним и оправдан. В это время происходит интенсивная выработка половых гормонов и гормона роста. Щитовидная железа работает в авральном режиме (её увеличение иногда заметно даже невооружённым взглядом). А поскольку этот орган «дирижирует» в том числе и настроением, «протесты» неизбежны. Но списывать все проблемы на возраст неправильно. В ряде случаев нужно сдать кровь на гормоны щитовидной железы - в этот период она часто сбоит.
Вверх и вширь
Правда ли, что быстрый рост - это риск для здоровья?
- Это серьёзная нагрузка на организм. Внутренние органы, сосуды и мышцы растут медленнее, чем кости, что провоцирует мышечные и головные боли, головокружения, шумы в сердце и повышение давления. Чтобы ребёнок благополучно «перерос» недомогания, нужно следить, чтобы он высыпался, правильно питался, гулял, не засиживался за компьютером.
Но, если подросток за год прибавил 15-20 см, необходимо провести МРТ головного мозга. Это может быть симптомом опухоли гипофиза, при которой вырабатывается избыток гормона роста.
- Немало тревог вызывает и отставание в росте…
- Обычно медленно растут дети низкорослых родителей. Должно насторожить, если ребёнок прибавляет в росте меньше 4 см в год (такое отставание может быть вызвано дефицитом гормона роста, которое успешно корректируется своевременной терапией синтетическим гормоном) и внезапная остановка роста, особенно если она сопровождается внезапной полнотой (это симптомы синдрома Кушинга).
Девочки рискуют
- Как понять: ребёнок ещё подрастёт или уже нет?
- Интенсивный рост у девочек предшествует началу менструаций, у мальчиков - созреванию яичек. Потом рост замедляется (за последующие 2-3 года дети вырастают на 3-5 см).
- Есть мнение, что раннее половое созревание преждевременно истощает организм…
- Раннее созревание современных детей - миф. Месячные у девочки наступают, когда её вес становится больше 45 кг при условии достаточного количества жировой ткани. Это вариант нормы - если патологии органов не выявлено, беспокоиться не нужно. Но сбои в работе щитовидки у девочек бывают в 2-3 раза чаще, чем у мальчиков. В подростковом возрасте у девочек может начаться гипо- (недостаток выработки гормонов) и гипертиреоз (их усиленная выработка). Если девочка поправилась, стала уставать, мёрзнуть или, наоборот, похудела, стала нервной, раздражительной - не списывайте на трудный возраст, проверьте функцию щитовидной железы.
- Бытует мнение, что щитовидку лечат хирургически, а от гормонов у девочек вырастает борода…
- Операции требуют запущенные случаи, начальные проблемы корректируются быстро и успешно.
Современные гормональные препараты лишены побочных действий, которых боятся родители. Чем раньше подросток придёт к эндокринологу, тем короче будет курс лечения и больше шансов, что болезнь не перейдёт с ним во взрослую жизнь.
Для многих их нас утро — не самое любимое время дня. Но если вы увидите, как начинают свой день 3-летняя девочка из Виргинии по имени Алия и ее суперпозитивный папа Рон Элстон, то поймете, что мы сами можем сделать любое утро добрым, а день — успешным.
Рон, который работает программным директором в молодежной волонтерской организации YMCA, практикует очень простой, но действенный способ, который помогает его дочке расти счастливой и уверенной в себе.
Каждый день этой семьи начинается с позитивного обращения к самим себе, видео с которым уже успели посмотреть 14 млн пользователей фейсбука. Многие из них, особенно родители, благодарят молодого папу за прекрасный пример того, как нужно формировать самооценку ребенка.
Утром, перед тем как отправить Алию в детский сад, Рон становится вместе с ней перед зеркалом и произносит фразы, которые дочка повторяет вслед за ним:
«Я сильная. Я умная. Я усердно работаю. Я красивая. Я уважаю окружающих. Я не лучше, чем кто-либо. Никто не лучше, чем я. Я удивительная. Я замечательная».
По словам Рона, его папа делал то же самое для него в детстве, и это помогло ему в дальнейшем успешно справиться со всеми трудностями. Этот утренний ритуал не занимает много времени, но он способен изменить к лучшему вашу жизнь, жизнь ваших детей и даже жизни тех, кого вы встречаете на своем пути.
«Я рад видеть, что многие люди начали делать то же самое», — говорит Рон. — В современном обществе для детей очень важно быть уверенными в себе, скромными и иметь чувство собственного достоинства. Мир порой бывает жесток по отношению к детям, но они должны знать, что каждый из них по-своему уникален и замечателен".
Как выбирать детские игрушки? Инструкция для родителей
Среди всего многообразия детских игрушек несложно потеряться. При этом детская игрушка должна не только нравиться ребенку и быть ему интересной, но и подходить ему по возрасту, быть безопасной, отвечать многим нормативам и стандартам.
Канун праздников — время выбора и покупки подарков. С особым пристрастием стоит отнестись к детским игрушкам, так как, выбирая ребёнку подарок, нужно учитывать сразу множество моментов.
Что купить?
Не знаете, что именно купить в подарок, а у ребёнка явных увлечений ещё нет? Ориентируйтесь на возраст.
Так, детям до года обычно покупают погремушки, небольшие плюшевые игрушки, кубики средних размеров и пирамидки из колец. Для детей от года до трёх можно выбрать игрушечную посуду, пластилин, мозаику или смывающиеся краски.
Для детей старше трёх лет подойдут инструменты для рисования, например доска и цветные мелки, краски и фломастеры, также можно купить различные
развивающие наборы. Почти беспроигрышный вариант — это куклы с аксессуарами, солдатики и машины, а также игрушки в форме зверей или персонажей мультиков. Детям постарше, уже после шести лет, будут интересны радиоуправляемые модели автомобилей, сложные мелкие конструкторы, куклы и реалистичные аксессуары, настольные игры, головоломки, автоматы, пистолеты, фигурки военных, шумовые музыкальные инструменты.
Правила выбора детских игрушек
Выбирая игрушку, присмотритесь к ней и рассмотрите её, прочитайте всё, что написано на упаковке. Важно обратить внимание на:
Материал. Игрушка должна быть изготовлена из безопасных материалов. Не покупайте игрушки, сделанные из натурального меха и древесной коры, кроме того, игрушки из кожи не рекомендованы для детей до 3 лет. Выбирая мягкие игрушки, стоит помнить, что у них должен быть плотный и хорошо прошитый ворс, так как они могут линять. Также в мягких игрушках скапливаются бактерии, и они могут стать источником инфекций, поэтому это не лучший вариант для самых маленьких деток и тех, кто склонен к аллергическим реакциям.
Форму. Игрушка должна быть без острых выступающих частей, заусенцев и острых углов, о которые ребёнок может пораниться.
Цвет, который должен быть максимально естественным. Во-первых, это не нарушает представления ребёнка о реальном мире, а во-вторых, игрушки «ядовитых цветов» могут пугать детей и содержать «токсичные» красители. Также стоит избегать чёрных и ярко-красных игрушек, они могут быть плохо восприняты ребёнком.
При выборе стоит учитывать, что до 4 месяцев дети лучше всего видят жёлтый цвет, потом оранжевый и красный, а к 6 месяцам различают почти все цвета радуги.
Запах. Не стесняйтесь прямо в магазине принюхиваться к игрушке. Она не должна иметь стойкого неприятного запаха, а если имеет, значит, она изготовлена из «токсичных» материалов.
Инструкцию, которую стоит изучить заранее, ещё до покупки. Инструкции по правильному использованию игрушки могут быть нанесены как на саму игрушку, так и на упаковку и на этикетку или быть в форме вкладыша.
В инструкции должна быть указана следующая информация:
• о необходимости сборки и установки игрушки именно взрослым (для игрушек, которые не должны собираться ребёнком); • по наличию деталей, потенциально представляющих опасность для ребёнка в случае неправильной установки игрушки (для горки с доской для скольжения, подвесных качелей, колец, трапеций, канатов и т. п.); • по эксплуатации игрушки и мерам предосторожности; • предупреждение о возможности возникновения несчастных случаев при несоблюдении мер предосторожности; • указание о хранении игрушки в местах, не доступных для детей в возрасте до 3 лет; • о необходимости регулярных проверок основных элементов игрушек (подвесных устройств, креплений, оттяжек); • указания по осторожному пользованию игрушкой, чтобы избежать падений или столкновений, вызывающих травмы; • рекомендации по использованию защитного оборудования: шлемов, перчаток, налокотников, наколенников (для игрушек — роликовых коньков и роликовых досок). Предупреждающие надписи. Обратите внимание на правила безопасного использования игрушек. Например: • «Не рекомендовано детям до 3 лет» — на игрушках, представляющих опасность для детей в возрасте до 3 лет; • «Внимание! Пользоваться только под непосредственным наблюдением взрослых» — на игрушках функционального назначения, представляющих опасность для детей; • «Осторожно! Во избежание возможности запутывания ребенка снимите игрушку, когда ребенок начнёт подниматься на руках и коленях!» — на игрушках, используемых в колыбели, детской кровати или коляске.
Тематику. Приобретайте такие игрушки, которые не нанесут вред психике ребенка. Психологи не рекомендуют покупать детям разных монстров, мутантов и т. д.
Реалистичность. Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют выбирать игрушки, которые похожи на реальных зверей или людей, чтобы ребёнок мог проводить аналогию.
Звук — он не должен раздражать слух и пугать ребёнка. Если игрушка с музыкальным сопровождением, перед покупкой прослушайте все мелодии и убедитесь в том, что малыш не испугается. Кроме этого, обратите внимание на громкость звука или возможность его регулировки.
Кстати, при покупке музыкальных духовых игрушек обратите внимание на места для соприкосновения с губами детей — они должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.
Детали. Несъёмные детали игрушек, изготовленные из твёрдых материалов, например металлов, древесины или пластмассы, должны быть установлены так, чтобы ребёнок не мог захватить их зубами. Если же детали отделяются от игрушки, то они не должны иметь острых кромок и концов.
Возраст ребёнка. При выборе игрушки обязательно обратите внимание на возраст, для которого игрушка предназначена. В соответствии с п. 3.4 СанПиН 2.4.7.007-93, на потребительской упаковке или вкладыше должна быть указана информация о возрасте детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка, в частности:
• до года (ранний); • от года до 3 лет (ясельный); • от 3 лет до 6 лет (дошкольный); • от 6 лет до 10 лет (младший школьный); • от 10 лет до 14 лет (средний школьный).
Место, где вы покупаете игрушки. Покупайте игрушки в специализированных магазинах, не приобретайте игрушки «с рук» в местах несанкционированной торговли.
Для самых маленьких
К погремушкам для детей грудного возраста предъявляются особые требования. В частности, они не должны быть окрашены или расписаны и не должны быть тяжелее 100 грамм. Выбирайте плотные и прочные погремушки — это особенно важно, если внутри игрушки есть жидкость. Детали, предназначенные для соприкосновения с губами детей, должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.
Права потребителей
Покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Данное требование распространяется и на детские игрушки, согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей». Вы можете поменять непродовольственный вид товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
Но стоит помнить, что исключением являются электронные игрушки и непериодические издания для детей, например книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведённые на технических носителях информации надлежащего качества. Именно эти виды товаров не подлежат возврату или обмену.
Если же вы уже после покупки обнаружили в выбранной вами игрушке недостатки, то вы как потребитель вправе:
• потребовать замены игрушки на аналогичную (этой же модели или артикула); • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены; • потребовать соразмерного уменьшения цены (стоимости игрушки); • потребовать незамедлительного и безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, то есть по требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками, а потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков.
Отправляя ребёнка в лагерь, важно грамотно собрать его в путешествие. Пере вами памятка для родителей: список вещей, которые понадобятся школьнику на отдыхе.
Так как в лагере ребёнку предстоит жить с другими ребятами, стоит заранее напомнить ему о правилах совместного проживания. Дети должны соблюдать элементарные правила гигиены: умываться, чистить зубы, принимать душ и не забывать мыть руки после посещения туалета.
Стоит умеренно использовать духи и даже средство от насекомых — в закрытом помещении их запах может быть невыносим. Перебарщивать с парфюмерно-косметическими средствами не стоит и потому, что их высокая концентрация может спровоцировать аллергическую реакцию у некоторых детей.
Не лишним будет напомнить школьнику и о правилах этикета: не брать чужое без спросу, стараться не жадничать и не шуметь после отбоя.
Несколько правил стоит запомнить и родителям, которые, навещая ребёнка, нередко привозят сладости и скоропортящиеся или не совсем полезные продукты.
Эксперты Роспотребнадзора советуют не привозить в лагерь лимонады, соки и нектары в больших упаковках, консервы, грибы, а также пирожные с кремом, торты, мясные и рыбные продукты и еду домашнего приготовления. Не стоит брать с собой и лапшу быстрого приготовления, детей и так кормят в лагере по пять раз в день в соответствии с режимом так называемого щадящего питания*.
«Более подробный перечень пищевых продуктов, которые не допускается использовать в питании детей, изложен в санитарных правилах СанПиН 2.4.4.3155-13 „Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей“», — сказали представители Роспотребнадзора.
Эксперты также советуют привозить с собой небольшое количество продуктов, чтобы ребёнок мог съесть их за один раз. При этом все они должны быть свежими — нужно обязательно обращать внимание на срок реализации продукта, указанный на упаковке.
________________________________________
* Щадящее питание — лечебная диета, оказывающее оздоравливающее влияние на организм.
Груз знаний. Как правильно выбрать рюкзак для школьника
Как правильно выбрать школьный рюкзак и насколько его загрузить, чтобы груз за спиной не портил осанку ребёнка?
Лёгкий и с катафотами
Рюкзак или ранец у школьника должен быть максимально лёгким. Об этом говорят и санитарные требования к детским товарам: вес пустого ранца для учеников младших классов не должен превышать 700 г.
Покупайте ортопедический ранец: с жёсткой спинкой, широкими уплотнёнными лямками, которые не будут врезаться в плечи, с уплотнённым непровисающим дном.
Если ребёнку придётся идти в школу вдоль автомобильной трассы, на рюкзаке обязательно должны быть катафоты — отражающие свет полоски, которые сделают ваше чадо заметным для водителей в сумерках. На выбранном рюкзаке нет катафотов? Купите такие полоски в автомагазине и обязательно нашейте или наклейте на рюкзак. Позаботьтесь о безопасности своего ребёнка!
Что внутри?
Ортопеды считают, что вес заполненного школьного рюкзака не должен быть больше 10–15% веса самого школьника. Но в реальности всё не так. И школьные учебники весят больше, и вес нагруженного книгами, тетрадями, письменными принадлежностями, сменкой и завтраком ранца зачастую превышает гигиенические нормы в 2–2,5 раза.
Подсказка для взрослых
Что же делать родителям, ведь это они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы их дети выросли здоровыми, с ровной спиной и красивой осанкой?
Несколько раз собрать рюкзак вместе с ребёнком, посмотреть, что он в него кладёт, убедить его не носить в школу ничего лишнего. Обратить внимание на то, в какой день рюкзак получается особенно тяжёлым, и попытаться через родительский комитет поставить перед завучем и директором школы вопрос: нельзя ли изменить расписание так, чтобы в один день не сходились все те предметы, которые требуют тяжёлых комплектов учебных пособий.
Имейте в виду, что родительский комитет имеет право ставить перед администрацией школы такие вопросы.
Если ваш ребёнок — ученик младших классов и его рюкзак каждый день получается намного тяжелее рекомендованных ортопедами норм, на родительском собрании обговорите с учителем возможные варианты решения этой проблемы:
• оставлять часть учебников и пособий в классе с условием, что родители приобретут второй комплект для выполнения заданий дома; • или разрешить детям приносить по каждому предмету один учебник на парту; • или закачать часть учебников в электронную книгу. Да, покупка второго комплекта учебников потребует лишних денег так же, как и покупка дополнительных стеллажей в класс, где будут храниться оставленные детьми книги. Но лечение искривления позвоночника и его последствий может выйти дороже.
Электронные гаджеты портят зрение, если их экраны светятся. Поэтому для занятий надо использовать именно электронные книги, а не планшеты.
Чтобы детям не приходилось носить с собой в школу завтраки и воду, через школьный родительский комитет наведите порядок в столовой, где ученики на большой перемене должны получать горячий завтрак и где должен стоять всегда работающий кулер с водой и комплектом одноразовых стаканов.
Согласно последним СанПинам, принятым в 2010 году, вес ежедневного комплекта учебников, тетрадей и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся:
• 1—2 х классов — 1,5 кг; • 3—4 х классов — 2 кг; • 5—6 х — 2,5 кг; • 7—8 х — 3,5 кг; • 9—11 х — 4,0 кг.
Вес одного учебника для младшей школы не должен быть более 300 г;
• для 5—6 х классов — 400 г; • для 7—9 х — 500 г; • для 10—11 х — 600 г.
Вы пробовали переодевать младенца? А двух младенцев одновременно? А четырёх?! Это непросто, можем вас уверить. И ещё это бывает ужасно смешно!
Эта мамочка уже набралась опыта и знает, что переодеть четверых малышек — это непросто. Поэтому она подготовила все необходимое и положила рядом с собой, чтобы лишний раз не отвлекаться от процесса.
Некоторые вещи приходилось делать по несколько раз. Например, возвращать на место малышку, то и дело норовившую укатиться с места действия. Но мамочка все делала с огромным терпением и любовью, за каждой девочкой она приглядывала с улыбкой на лице.
Отдых в лагере, организованном по всем требованиям санпинов, рекомендациям Роспотребнадзора, Госпожнадзора и других контролирующих органов, — один из самых безопасных и надёжных способов организовать каникулы для ребёнка.
Проверить соответствие этим требованиям может каждый родитель, запросив актуальные документы о проверке у самого лагеря либо у туристической компании, которая продаёт путёвки. Основные параметры, которые можно проверить, помимо документов, смотрите в инфографике.
• Игровая площадка • Школьный двор • Читальный зал • Методический кабинет • Лексика, грамматика • Аудирование, говорение • Чтение, письмо • О России • О тестировании • Пробуем свои силы • Тренируемся • Проверяем себя • О проекте • Отзывы • Регистрация • Медиатека
1. Я люблю тебя. 2. Люблю тебя, не смотря ни на что. 3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня. 4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя. 5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой. 6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя. 7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно. 8. Спасибо. 9. Мне понравилось сегодня с тобой играть. 10. Моё любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.
Рассказывайте:
11. Историю их рождения или усыновления. 12. О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие. 13. Историю о том, как вы выбирали им имена. 14 О себе в их возрасте. 15. О том, как встретились их бабушки и дедушки. 16. Какие ваши любимые цвета. 17. Что иногда вам тоже сложно. 18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает - *люблю тебя*. 19. Какой у вас план. 20. Чем вы сейчас занимаетесь.
Слушайте:
21. Вашего ребенка в машине. 22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно. 23. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи. 24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение. 25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.
Спрашивайте:
26. Почему ты думаешь это случилось? 27. Как думаешь, что будет если …..? 28. Как нам это выяснить? 29. О чем ты думаешь? 30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день? 31. Как думаешь,
какое "оно" на вкус?
Показывайте:
32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать. 33. Как свистеть в травинки. 34. Как тасовать карты, сделать веер/домик. 35. Как резать еду. 36. Как складывать белье. 37. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа. 38. Привязанность к вашему супругу. 38. Что заботиться о себе, ухаживать за собой очень важно.
Выделите время:
39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками. 40. Чтобы посмотреть на птиц. 41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить. 42. Ходить в какие-то места вместе. 43. Копаться вместе в грязи. 44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка. 45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.
Порадуйте своего ребенка:
46. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате. 47. Положите шоколад в блины. 48. Выложите еду или закуску в форме смайлика. 49. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать. 50. Играйте с ними на полу.
Отпускайте:
51. Чувство вины. 52. Ваши мысли о том, как должно было быть. 53. Вашу потребность быть правым.
Отдавайте:
54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами. 55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату. 56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается. 57. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал. 58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь. 59. Делайте ванну в конце длинного дня. 60. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.
Мы создали их своими руками, а теперь боимся того, что они станут править нашей жизнью. Для одних деньги – это свобода, для других – катализатор страхов и сомнений.
Из поколения в поколение мы передаем свое отношение к этим «бумажкам». Однако по-прежнему множество споров о том, когда и как начинать разговор о финансах со своими детьми.
Деньги окружены целым веером предрассудков, стереотипов и довольно разнообразной гаммой чувств и переживаний. Каждый взрослый, становясь родителем, задумывается: в каком возрасте стоит вообще начинать разговор о деньгах? Как именно? Давать ли средства на «карманные расходы»? Контролировать ли траты?
КУЛЬТ ДЕНЕГ
Если мы говорим, что тратить последние деньги ни в коем случае нельзя, а сами покупаем туфли на оставшиеся 200 долларов, то, скорее всего, ребенок будет следовать нашему примеру, а не прислушиваться к нашим словам. Не секрет, что именно действия дети воспринимают, как воспитательный алгоритм. Ставим ли мы деньги во главу угла или вообще не придаем им значения – все это отразится на наших детях. Безусловно, существует несколько любопытных вариантов знакомства с денежными знаками, среди которых можно выбрать свой, наиболее подходящий именно вам.
«Когда я вспоминаю свое детство в свете денежных отношений, то первой возникает картинка моего кошелька-монетчика. Это было такое устройство с пружинками, куда можно было засовывать монетки в зависимости от их значения. Само по себе оно было интересным для меня, а уж с “несметными сокровищами” – так тем более. Помню, что мама мне периодически давала какую-то мелочь, которая у меня скапливалась в этом устройстве, и мы шли и что-то покупали на них. Часто это был наш поход в кафе, где мы съедали по эклеру и выпивали по чашке чая. Мне нравилось ощущение какого-то события и торжественности».
Некоторые специалисты по детской психологии рекомендуют начинать знакомство с деньгами еще в раннем детстве. Важно не придавать этому процессу чрезмерной серьезности, чтобы у ребенка не сложилось представления о деньгах как о чем-то заповедном, до которого ему еще расти и расти. Можно превратить это все в игру и заодно научить ребенка считать. Горсть монет, отданная в распоряжение ребенка, позволит вам сформировать у своего чада интерес к финансам.
С ТРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ
Уже начиная с трех лет можно брать малыша с собой в магазин, чтобы он смог видеть процесс покупки. При желании можно даже предоставить ему возможность оплатить покупку кассиру, таким образом он почувствует свою важность наряду со взрослыми. Возможно, ребенок захочет
сам что-то купить, и тут его стоит поддержать. Со временем к монетам можно добавить купюры, объясняя при этом их значимость.
«Приходит на ум сюжет о моих детских походах в магазин по маминой просьбе. Сначала я помогала совершать одновременные покупки, но в разных отделах. Я ощущала себя довольно уверенно и защищенно, когда мама была рядом. Мне было очень приятно почувствовать себя взрослой, но я волновалась потом, когда ходила в магазин одна. Так было довольно долго, пока это занятие не превратилось для меня в нечто рутинное. Я боялась, что что-то пойдет не так, что мне зададут какой-то вопрос и я не смогу на него ответить».
В возрасте трех – пяти лет поведение ребенка направлено на попытку проявить себя самостоятельно. Карманные деньги придадут маленькому человеку ощущение независимости. Как раз здесь стоит вырабатывать системность – вы выдаете какую-то сумму ребенку один раз в неделю или один раз в две недели, в зависимости от собственных доходов, в строго отведенное время. Если сумма закончилась в первый же день, важно сохранить правила и не выдавать деньги раньше срока. Таким образом, ребенок будет учиться распределять свои средства. Не менее важно предоставить малышу свободу выбора при трате средств, даже если это пятая кукла или машинка. Вы можете что-то посоветовать, высказать свое мнение, но ребенок сам принимает решение, что именно ему купить.
С ПЯТИ ДО СЕМИ ЛЕТ
В возрасте пяти – шести лет ребенка можно подключать к обсуждению семейного бюджета, чтобы он понимал, каким образом в вашей семье функционируют деньги. Это может выглядеть как распределение средств в семье: «Нам нужно купить папе туфли и плащ, маме сумочку и брюки, а тебе, доченька – новое платье и босоножки. Но денег хватает не на все, что-то нужно будет отложить на следующий месяц» либо «На продукты мы откладываем такую-то сумму, на оплату квартиры и стоянку папиной машины такую, таким образом остается еще значительная сумма, из которой мы возьмем средства на покупку карандашей и красок, а остальные отложим».
С СЕМИ ДО ДВЕНАДЦАТИ ЛЕТ
Уже в семь лет имеет смысл поговорить о богатых и бедных. Ребенок в этом возрасте начинает больше осознавать себя и окружающих. Дети уже оценивают, у кого лучше пенал или краски, кто как одет и тому подобное. Можно также рассказать о том, каким способом родители зарабатывают деньги.
«Помню, как мама и папа брали меня к себе на работу лет в пять – шесть. Каждый раз это было огромным событием для меня. Они мне рассказывали, что делают, показывали, как именно. Папа работал инженером, у них были доски для чертежей и там тонкие и четкие линии. Мама работала в отделе кадров, в светлой уютной комнате. Тогда я поняла, что хочу быть как мама, сидеть в окружении женщин, где есть яркие цветные маркеры, пьют чай и ведут задушевные беседы».
Часто можно услышать мнение о том, что раннее вхождение ребенка во взрослую жизнь нежелательно, так как это травматично для детской психики. Пожалуй, денежная сфера составляет исключение. Смысл всего действия состоит в том, чтобы познакомить ребенка с тем, что можно делать или не делать с деньгами. Продемонстрировать, каким образом деньги попадают в семью и как они тратятся.
С ДВЕНАДЦАТИ ДО СЕМНАДЦАТИ ЛЕТ
Чем старше становится ребенок, тем больше денег на карманные расходы ему требуется. В подростковом возрасте как никогда актуален денежный вопрос. Однако деньги должны наполняться смыслом в отношениях с родителями: чем больше сумма, которую вы тратите, тем больше разговоров и бесед, споров, совместной работы нужно провести с ребенком. Иначе деньги способны вытеснить эмоциональные отношения ребенка с родителями, заменяя заботу, нежность и родительское тепло. Чтобы ребенка любого возраста научить ждать и хотеть чего-либо, важно не удовлетворять слепо все его потребности по мере поступления, даже если есть средства для этого.
«Когда я была подростком, личные деньги были просто необходимы и в то же время их не хватало. Хотелось уже какой-то крем купить, отложить деньги на подарки для родителей и подруг, если грядут праздники. Хотелось очень экономить и чтобы хватило на все. Я приходила в галерею народного творчества, где покупала маленькие фигурки из стекла и каждую выбирала так, будто душу вкладывала, мне хотелось, чтобы этот кусочек стекла нес в себе миллион смыслов».
Если подросток захочет подрабатывать, то стоит его поддержать в этом начинании, важно только, чтобы это не отразилось на здоровье и учебе. Вместе с сыном или дочерью вы можете расставить приоритеты, поискать способ зарабатывать умственно, а не физически. Можно обратить внимание ребенка на то, как в каждом деле ценится труд квалифицированного специалиста. Возможно, именно этот опыт послужит стимулом для дальнейшего профессионального опыта вашего ребенка.
ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ
Деньги часто становятся тем средством, с помощью которого некоторые родители откупаются от детей. Попытка «купить любовь», как правило, приводит к тому, что ребенок не получает необходимой заботы и теплоты, у него образуется дефицит любви, он обижается, злится. Важно, чтобы деньги не стали предметом манипуляции, управления в вашей семье – как со стороны родителей, так и со стороны детей. Не стоит превозносить деньги на особый пьедестал, чтобы, например, потеря 500 рублей или учебника по алгебре не становилась трагедией. Не поощряйте выбор друзей подростком по принципу достатка. Важно дать понять ребенку, что ваша любовь и вера в него безусловна, а финансы – это средство, а не цель. Также деньги не должны стать платой за хорошие оценки, уборку и любую другую работу по дому. Иначе велики шансы получить «домашнего бизнесмена», который шагу не сделает без дополнительной стимуляции.
Знакомство ребенка с деньгами в наших силах превратить в игру, причем интересную. Самое важное – найти нужную и комфортную для вас обоих форму для финансового общения. Предоставьте ребенку хотя бы немного самостоятельности для удовлетворения своих желаний. Именно это может стать фундаментом для появления ответственности. Ведь все семейное воспитание в этом вопросе направлено только на то, чтобы ребенок усвоил, что деньги не цель, а средство. И прежде всего, важно помнить, что многое зависит от ваших взаимоотношений с финансами. Поэтому стоит проанализировать собственное поведение – это и будет своего рода скрытое послание вашим детям.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА«ХОЧУ “ЛЕКСУС”!»
Мне хотелось бы предостеречь родителей от ранней социализации ребенка. В дошкольном возрасте можно и даже нужно совершать покупки вместе. А вот выдавать карманные деньги лучше начать в школе.Тема денег перекликается с темой социального неравенства. Шестилетний сын моей подруги как-то спросил: «А почему Сашу забирает папа на “лексусе”, а меня дедушка на “жигулях”?» Хороший вопрос, правда? Что бы вы ответили своему ребенку? Этот ответ и будет тем кирпичиком, который каждый родитель ежедневно укладывает в огромное здание, называемое воспитанием.В отношении подростков лучше занять такую позицию: хочешь получить – заработай. На память приходят слова Жана Жака Руссо: «Знаете, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его не встречать отказа ни в чем». Давайте попробуем сделать наших детей счастливыми, вдруг получится.
Ольга Дячук, психолог-консультант, член Профессиональной психотерапевтической лиги
40 великих цитат наших родителей, с которыми не поспоришь.
В каком бы уголке нашей необъятной Родины вы ни родились, наверняка, эти фразы родителей будут вам знакомы и даже очень.
Тогда, в детстве, они заставляли нас замолчать, закрываться в комнате и дуться, потому что возражать им не позволяли ни возраст, ни положение.
А сегодня мы, сами став такими взрослыми и важными, можем с ностальгической и доброй улыбкой их вспомнить, а иногда и взять на вооружение по отношению к собственным детям.
Все-таки не зря мама говорила: «Вот вырастешь — поймешь».
А уроки Пушкин будет учить? За гаражи не ходи. Марш домой. Шапку надень! Когда я ем, я глух и нем. Не говори с набитым ртом. Потому что я так сказала. Я тебе слово — ты мне десять. Тебе о будущем думать надо, а ты всё в игрушки играешь. На каникулах из учебников не вылезешь. Чего сидишь? Заняться нечем? Ну так я найду сейчас тебе дело. Сколько можно говорить: выключай свет! Надень свитер, я же знаю, что тебе холодно. А у тебя одно место не слипнется? Ты для нас всегда будешь маленьким. Все болезни от этого твоего компьютера. А волшебное слово? Если вы собрались поубивать друг друга, идите на улицу, я полы вымыла. Молись, чтобы эта гадость отстиралась. Вот я в твоём возрасте... Не корчи рожи. Щас тебя кто-нибудь напугает, и ты навсегда такая останешься! Тебе что, одному в школе ничего не задают? А если все с крыши прыгнут, ты тоже прыгнешь? Я с кем разговариваю? Дома поговорим. Убери локти со стола. Не бурчи под нос. Пусть лучше с нами выпьет, чем где-то под забором. У тебя что, дома своего нет? Не дуйся как мышь на крупу. Пока не доешь — никуда не пойдешь. Доедешь — позвони. Всю силу на дне тарелки оставляешь! Не зевай — муха в рот залетит. Не будешь учиться — пойдешь дворником. Подрастешь — поймешь. Сдачу вернешь. Закругляйся. Перехочется.
Если родители постоянно дарят своему сыну любовь, заботу и внимание, это дает ребенку ощущение того, что его любят и ждут в окружающем мире. Ребенок, не обделенный теплотой родительских чувств, растет уверенным в себе, дружелюбным, приветливым и ласковым. В противном же случае мальчик принимает эмоциональную холодность родителей, как должное, и учится от них равнодушию. Он растает тревожным, замкнутым, грубым и зажатым.
2. Гармоничная личность.
Любящие родители, желающие в будущем найти отраду глаз в своем чаде, должны воспитывать в мальчике настоящего Человека и гармоничную личность во всех отношениях. Это значит: воспитывать доброту, сочувствие, умение помогать и приносить пользу другим бескорыстно. Сын должен быть не только "объектом" любви, который потребляет и тратит. Надо принимать его таким, каков он есть, видеть и учитывать его индивидуальность, истинные потребности и способности. Важно развивать эмоциональность, любознательность и повышать уровень знаний ребенка. Разговаривая, обучая, объясняя, мы готовим ребенка к успешному познанию окружающего мира. Помогайте развивать и навыки общения: как знакомиться, слушать, выражать себя.
3. Самостоятельность и независимость.
Отдельно хотелось бы сказать о предоставлении ребенку самостоятельности и независимости. Только самостоятельный и свободный человек может быть истинно счастливым и успешным. Предоставляйте сыну возможность делать то, что он хочет делать сам, и то, что он уже умеет делать. Шаг за шагом мальчик будет достигать все больших вершин. С самого раннего возраста мужской натуре присуще стремление к самоутверждению и лидерству. Даже маленький мальчик должен самостоятельно мыслить, иметь свой взгляд на вещи, уметь принимать решения, нести ответственность за свои поступки и быть активным строителем своей жизни. Как этого добиться? Предоставляйте сыну свободу выбора, подключайте его к обсуждению семейных вопросов, а если вы хотите о чем-то попросить сына, говорите не приказами, а предложениями. В противном случае вы можете воспитать послушного, тихого, скромного, безынициативного, безответственного человечка, которому ничего не надо и который ни к чему не стремится.
4. Физическое развитие.
Для всех мальчиков необходима двигательная активность и занятия спортом. Совершенствование физических возможностей помогут ребятам почувствовать себя сильными, смелыми, а значит уверенными в своих силах. Поощряйте активные игры и каждодневные физические нагрузки. Совместно составьте небольшую программу занятий. Начните с малого - 1 отжимание от пола, 1 приседание и 1 раз сгибание в животе (пресс), но делать необходимо каждый день. Через неделю по 2 раза и т.д. Сделать это достаточно просто.
5. Личный пример.
Без достойного личного примера воспитание ребенка сводится к бесполезным словесным перепалкам и принуждению выполнять родительские команды. Дети с самого рождения "впитывают" все наши "хорошие" и "отрицательные" поступки. Успешные родители - это те, кто постоянно совершенствуют свое родительское мастерство, стараются быть интересными, веселыми, уравновешенными и справедливыми. Родительские взаимоотношения являются для мальчика эталоном обращения с девочками, а в дальнейшем с женщинами и женой. Мама становится для мальчика прообразом его будущей жены.
6. Мама и сын.
Так складывается, что в основном воспитанием детей занимаются женщины (мамы, бабушки, воспитатели, учителя), которые когда-то были девочками, но ...не мальчиками. Поэтому женская интуиция должна помочь нам попытаться понять мир мальчишеских переживаний. Главное относитесь к своему маленькому мужчине, да и ко всем мужчинам, с уважением, не принижая их статус. Гармоничность воспитания мальчика в большей степени зависит от характера материнского поведения. Мама от природы наделена особой мягкостью и нежностью, ей свойственно быть слабой, нуждающейся в защите и опоре. Сыну с такой мамой волей-неволей приходится вести себя по-мужски (только не забывайте нахваливать своего юного помощника). Замечено, что чаще всего, сильные мужчины вырастают у слабых матерей.
7. Папа и сын.
Ближе к 6 годам мальчики начинают проявлять интерес ко всему мужскому. Они стремятся проводить больше времени с отцом, дядей, дедом, подражая им и имитируя их поведение. Желательно, чтобы отец с раннего возраста занимался сыном и участвовал в вопросах его воспитания. В семье именно отец должен быть проводником норм поведения. В любом случае, после 6 лет отец должен быть активным учителем в жизни своего сына. Только через общение с отцом и другими мужчинами мальчик осваивает азы мужского поведения, способы решения "взрослых" проблем, учится высказывать свое мнение и давать оценку событиям. Если у мальчика вовремя не сформируется мужской стереотип поведения, в детском саду и школе он может стать предметом насмешек, издевательств и пренебрежения. Говоря об отцовском воспитании, остановимся на спорном вопросе, нужно ли отцу открыто проявлять по отношению к сыну свои чувства? Конечно, нужно! Именно отсутствие отцовой нежности и ласки частично объясняет отклонения от нормальной сексуальной мужской ориентации.
Все идет из детства. Поэтому важно не упускать возможность воспитывать в своих сыновьях настоящих мужчин, а не ждать, что в один прекрасный день наши мальчики проснутся настоящими мужчинами. Сыновей нужно готовить к тому, что когда-то им выпадет честь стать Главой своей собственной Семьи...
Уроки послушания. Как воспитывают детей в разных странах
У каждого народа – свои нравы, свой менталитет и свои представления о воспитании детей. Что-то может нам показаться совсем странным и неприемлемым, а некоторые принципы и взгляды мы можем взять на заметку. Вдруг пригодятся?
Япония
В Стране восходящего солнца к процессу воспитания детей подходят очень серьёзно. Возрастные границы чётко разделены, и каждая из них предполагает определённое отношение к детям.
До 5 лет к малышам относятся как к королям, разрешая им вволю играть и шалить. Даже в детских садах есть специальные комнаты, где мальчики и девочки могут разрисовывать стены фломастерами! Вместе с тем дети в Японии не склонны капризничать, требовать развлечения, добиваться новых машинок и кукол. У местных малышей вообще очень мало игрушек и одежды – их учат довольствоваться тем, что есть. Так что юные сорванцы с удовольствием донашивают одежду и доигрывают игрушками старших братьев и сестёр. Кроме того, родители развивают у детей фантазию, не беря на совместную прогулку игрушки, а обучая малышей играть с тем, что их окружает (с дарами природы). В парке такое раздолье для воображения!
С 5 до 15 лет маленьких японцев учат дисциплине и максимальному послушанию. Методы порой применяются самые что ни на есть строгие. Но поскольку такой подход – часть жизни общества, часть системы, то и воспринимается он детьми нормально. Кстати, в Японии есть урок созерцания – когда целый класс отправляется куда-либо за пределы школы и дети учатся видеть природу, чувствовать и слышать то, что происходит вокруг них. Не правда ли здорово?
После 15 лет к детям относятся как к равным членам общества. Интересно отметить, что в Японии самая низкая преступность и один из самых высоких уровней жизни в мире. Наверняка не последнюю роль в этом играет и воспитание.
США
Мы привыкли говорить об американских гражданах как об обществе потребителей. И доля правды в этом есть. Ведь местные мамы во что бы то ни стало хотят дать своему чаду абсолютно всё, что он захочет, сколько бы эта вещь ни стоила! Многие дети уже в 4–5 лет знают все ведущие марки и бренды в области детских товаров, игрушек. Ежедневные хотения не остаются без внимания родителей, которые спешат удовлетворить желания малышей. Порой доходит до того, что гаражи в домах американцев завалены игрушками, которые были приобретены, чтобы удовлетворить ежесекундную потребность ребёнка в этой вещи. С другой стороны, американцы как никто другой стараются с детства убедить своих детей в том, что они самые лучшие, самые красивые, самые достойные, самые-самые. Воспитать независимую личность – вот их цель. Когда ребёнок совершает промах, ему не преминут высказать поддержку: «У тебя всё получится! Попробуй снова! Ты – победитель!» Согласитесь, у нас зачастую слышна совсем другая словесная реакция.
Швеция
В Швеции к детям относятся как к полноценной личности, у которой есть свои права и обязанности. И главное, что должны обеспечить ребёнку родители, это безопасность. Именно поэтому шведы практикуют совместный сон и не видят в этом ничего плохого. «Вы когда-нибудь видели взрослого шведа, спящего со своими родителями?» – резонно спрашивают они, когда кто-то не разделяет их взглядов. Шведы уверены, что если у родителей нет времени на проявление любви и заботы в течение дня, то восполнить это можно только ночью, при совместном сне, который помогает ребёнку обрести уверенность в своих силах и даже способствует развитию самостоятельности! И вообще, по их мнению, ребёнок – существо природное, и для полноценного развития ему нужна безопасная среда.
А ещё шведы, как и все европейцы в целом, славятся своей толерантностью и терпимым отношением к «не таким, как ты». В обществе нет жёстких разграничений между здоровыми и инвалидами, между людьми с традиционной и нетрадиционной ориентацией. Вообще любая категоричность во взглядах не культивируется, а воспитываются лояльность и доброе отношение к человеку.
Индия
Индийская мудрость гласит: «Чтобы общаться с другими, используй своё сердце». Этому они и учат своих детей – через сердце и мир эмоций воспринимать окружающий мир. Такое отношение касается не только окружающих людей, но и природы: никого не обижать, быть добрым ко всем, не вредить зверям, птицам и растениям.
Индусы – мудрые родители (хотя многие из них становятся мамами и папами в очень раннем возрасте), никогда не кричат на детей, тем самым обучая отпрысков сдерживать эмоции. Они терпеливы и снисходительны к детским шалостям, понимая, что впереди их ждёт жизнь, полная испытаний.
В школе мальчиков и девочек учат не зубрить, а думать и рассуждать. Рассуждают они, кстати, на совсем недетские темы: «Отношение к смерти», «Необходимость дисциплины» и так далее. Помимо стандартных уроков в индийских школах есть занятия по тренировке памяти и уроки улыбки. Два раза в год вся школа хвалит тех учеников, кто улучшил свои результаты по сравнению с прошлым месяцем.
В каждой стране превеликое множество особенностей отношения к детям. Самое главное среди этого разнообразия – искренняя любовь.