Понедельник, 29.04.2024, 07:41
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
село Щелкун

Добавить материал


Из истории села.

 

 

Щелкунское село расположено на восточном берегу Щелкунского озера, к югу от Екатеринбурга, по старому Челябинскому тракту.

Селиться у Щелкунского озера крестьяне начали ещё в конце 17 столетия. Когда в 1845 году у жителей окружающих деревень, смежных с башкирской Салнаутской волостью, спрашивали о начале Щелкунского селения, они ответили, что у Щелкунского озера селиться стали лет 50 назад и первыми поселенцами назвали крестьян Арамильской слободы Ивана Вагина, Данило Щелканова, Семена Шихова. Все, кто мог знать подробности о начале села уже умерли, а другие были убиты при башкирском бунте. А после бунта на то же самое место из того же села Арамильского самовольно пришли другие крестьяне, которым на прежнем месте недоставало пашенных земель и покосов. (1).

В 1901 году священник Ключарев составлял записку на вопросы архивной комиссии и на вопрос о происхождении названия села записал, что местные жители объясняют название села фамилией первопоселенца (лет 250 назад) «Щелкана» (8).

Жившие поблизости Башкиры были не довольны тем, что у Щелкунского озера, которое они называют Кунгуром, стали селиться русские крестьяне, так как, почему-то, считали это место своим. При начале башкирского бунта 1708 г. толпа бунтовщиков напала на Щелкунскую деревню и отогнала у жителей лошадей, коров и овец, а через год, летом 1709 года, Башкиры совсем разорили эту деревню, дома выжгли, некоторых жителей умертвили. (1).

Вот как в Пермской Летописи, Шишонко В., описывается нападение башкир на Шелкунскую деревню: «В нынешнем 1709 году, мая в 5 день, на Уктуйских заводах в судной избе Арамильской слободы, деревни Щелкунской крестьяне Филипп Баландин с товарищи, в сороки человеках, извещали словесно; а в словесном своем извете говорили: мая в 4 день, ездили де они Филипп с товарищи на поля сеять хлеб; и набежали де на них воинские люди башкирцы Уфинскаго уезду Бырдыбай Епаров с товарищи, человек с 50 и его Филиппа с товарищи из ружья и из луков стреляли, и дву человек крестьян до смерти убили, а третьего ранили в бок стрелой; а его Филиппа с товарищи ограбили и наших, отпустили; а коней и рогатый скот и овец … отогнали ста с три и большие их пожитки пограбили ж; а жены и дети их разбежались, а не явилось мужеска и женска полу 15 чел., и те люди живы или убиты, того они не ведают. Да вышеописанный же башкирец Бардыкай с товарищи говорил им Филипу: бежите де вы в острог в слободу и уберегите своих голов для того, что пришли к нам Казачьи Орды силы многое число.  А тот башкирец Бырдыкай от той деревни живет верст 5; а Щелкунская деревня от Арамильской расстоянием верст 15». (2).

У деревни Верх-Боевки, в тот же год, у четырех человек крестьян были сожжены дворы с хлебными амбарами (3).

В том году башкиры напали на многие слободы, остроги и деревни, они жгли, грабили, убивали, уводили в плен и продавали в неволю. В начале им не был дан серьезный отпор, так как военных было мало по сравнению с ордой и они были рассеяны по селам и острогам. Однако постепенно власти организовали людей и доставку оружия с заводов, и отряды русских военных гонялись за башкирскими отрядами по всему краю, доходя до их селений и разоряя их до тех пор, пока нападения не прекратились. Мы, современные люди, больше знаем о борьбе индейцев в Америке с пришлым населением, чем свою историю, и то, что описано в Пермской летописи о башкирской войне, напоминает выход индейцев на тропу войны, однако башкиры были более организованы и направлены своими вожаками, а русские не вырезали их до последнего человека и не сгоняли в резервации, а предпочитали мирно жить рядом с ними. В 18 веке в нашем крае повторялось то, что мы знаем из давних времен о нападении кочевых народов на Русь, но в более слабой степени.

В 1719 году Щелкун уже считался селом и при нем имелась Иоанно-Предтеченская церковь (4).

Осенью 1734 года, либо весной 1735 г., в начале управления горными заводами д.с.с. Татищева, построено было при этом селе для защиты от Башкирских набегов, деревянное укрепление, и село стало называться Щелкунской крепостью. В 1842 году через Щелкунскую крепость проезжал путешественник по Сибири Гмелин старший, он записал, что укрепления крепости состояли из палисадов – оград из стоящих вертикально друг возле друга бревен с заостренными верхними концами. Крепость представляла собой продолговатый четырехугольник длиной около 55 сажен и шириной 45 сажен. Внутри крепости находилась церковь Иоанна Предтечи, а вне её было тогда 39 крестьянских дворов. (1). Паллас, проезжающий через село Щелкун 18 июня 1770 года, пишет в дневнике своего путешествия, что укрепление бывшей Щелкунской крепости уже развалилось. Но в путевых записках академика Лепехина, который был в Щелкуне месяцем позже 21 июля 1770 г., сказано: «В селе есть небольшое укрепление, огороженное палисадом и для прежних Башкирских бунтов, в предосторожность, снабжено 4 пушками, также и ружейным арсеналом». (5).

Лепехин, в описании своего путешествия по России, так говорит об озере Щелкун: «Озеро Щелкун в окружности своей верст пять составляет и им. в. чистую и прозрачную воду, также и песчаное дно; почему и довольно в нем всякой рыбы, как то: щук, окуней, плотвы, сороги, чебаков, карасей и пескозобов. Вокруг его места пролегла ровные и к сельскому житию весьма способные» … «С запад. ст. к оз. Щелкуну подошел мыс Уральский покрытый изрядными и великорослыми сосновыми деревьями; на отгорках сего мыса, на расстоянии от оз. примерно верстах в четырех, наружно лежали большие глыбы мелкого полевого камня, который испещрен б. небольшими гнездышками цветом на свинец похожего твердого и блистающего металлического тела. Такою приманною великое пространство угорков наполнено б., и верстах в 3-х от сего места в полугорке оказалися целые онаго слитки. Наружный их вид во всем уподоблился стали; иные на слившуюся беспорядочно-металлическую материю походили, другие шли слоями неровной толщины. В них совсем б. металлическая твердость, и ударенные друг о друга производили красные огненные искры. Магнит их совсем к себе не притягивал; но по троекратном обожжении раздробленные в мелкие кусочки к магниту приставали. При обожжении испускали из себя только серный запах, и металлического своего виду, ниже цвету, не теряли; но будучи выглажены твердым каким-либо телом или друг о друга потертые, изрядный получали лоск. Состав их сложен из весьма тонких листков, плотно друг к другу прилипших, так что с трудом сложение сие рассмотреть можно. Мне кажется, что сие ископаемое должно изобиловать каким-либо полуметаллом (Прим.: прежде полуметаллами называли сурьму, марганец, висмут и др. хрупкие и нековкие); но недостаток в припасах, касающихся до пробирных опытов, принуждает обязательное онаго испытание оставить до времени». (6).

По мимо версии о происхождении названия Щелкунского озера от имени одного из первых поселенцев, в «Летописи Уральских деревень» записана ещё одна версия, это - некая легенда о Щелкане и Сулее. Вкратце она звучит так. Жили некогда два брата Щелкан и Уолтай,
Щелкан был трудолюбивый человек, но некрасив лицом, а Уолтай был более хвастлив, чем трудолюбив. Жила недалеко от них красавица Сулея, но она была горда и тщеславна. Щелкан горячо полюбил её, но она отказала Щелкану, сказала что ей богатый батыр нужен. Что там случилось, о том в легенде не говорится, но Щелкану пришлось бежать из улуса, а Уолтай был закован местным тарханом Кудашем. Через несколько дней пути Щелкан набрел в лесу на старика, отходил его и проводил до избы. Да и остался там, женился на дедовой внучке Алене. С тех пор озеро, рядом с которым жил Щелкан с новой семьей, называется Щелкунским. (7).

 

Список литературы:

 

1. Пермская летопись, период 5, часть 3, с.407.

2. Там же, с.445-446.

3. Там же, с.441.

4. Пермские Епархиальные Ведомости за 1868 год, т.1, Н.О., с.2, от 3 января №1 / История училища при Далматовском монастыре.

5. Пермская летопись, период 5, часть 3, с.407-408.

6. Там же, с.406.

7. Летопись Уральских деревень (Сысертский район). Центр внешкольного воспитания и детского творчества. Реж, ЧП Ольга, 1995, с.378-381.

8. Описание храмов и монастырей Е.у. Пермской Архивной комиссией 1901 года - МОГА ф.297 оп.3 д.361, л.190об.
 

история Щелкунского Храма

     Сейчас в селе нет церкви, не сохранилось даже само здание, на этом месте построена школа.

    Для строительства церкви выбрали самую высокую и центральную точку села. И действительно, церковь была видна с любого места на селе. Этот величественный белокаменный храм со сверкающими куполами вызывал у людей благоговение. Сюда шли люди и с радостью и с горем. Церковь была обнесена каменной оградой, по верху которой шли железные кружева. Внутри ограды была очень обширная площадь, Здесь же было кладбище для служителей церкви. Церковь окружали тополя и берёзы.

     Особенно празднично церковь выглядела в Пасху. Звон колоколов далеко раздавался по окрестностям. Говорят, что звон колоколов Щелкунской церкви слышен был даже в Сысерти. Служба в церкви велась по всем праздникам и воскресениям. А когда нужно было крестить, венчать или отпевать, то договаривались с попом.

      Внутри церкви было ещё прекрасней: стены были покрыты росписью на библейские темы. Щелкунская церковь отличалась от многих других. Например, от Каслинской наша отличалась тем, что в ней было намного светлее, так как окна первого этажа были сделаны очень низко. В церкви было много красивых и больших икон. Самая главная икона – Пресвятая Богородица. Эту икону заказали женщины – солдатки в 1914г. Чтобы молиться о спасении мужей, отправленных на первую мировую войну. Встречать икону щелкунцы вышли далеко за село и несли на руках до церкви примерно 15 км. В большие праздники церковь освещалась множеством свечей, и в ней становилось светло, как днём. Венчание тоже проходило при свечах. Щелкунская церковь имела три входа. Основной вход был со стороны озера. В церкви женщины и мужчины стояли отдельно по левую и правую стороны. Кто уставал стоять, мог сесть на скамейки.

        Церковь просуществовала до 1935г. Но колоколов уже не было, звон их больше не слышали. Колокола сняли и увезли. Но главный колокол в настоящее время находится в краеведческом музее в Екатеринбурге.

        В 30-е годы убрали и иконы. Жители вспоминают, что специально ходили по домам и собирали иконы. Некоторые иконы куда-то увезли, а другие просто сжигали.

       В 1938 году церковь закрыли совсем и образовали там склад.

       В 1958 году встал вопрос о церкви: нужна ли она щелкунцам? После обхода и сбора подписей у жителей села, оказалось, что церковь не нужна. Тогда и решили снести здание церкви, освободить место. Сейчас говорят, что часть подписей была подделана, но уже ничего не докажешь. Церковь начали разбирать. По объявлению были набраны рабочие из Щелкуна, Никольска, Аверино и Верхней Боёвки. Была и техника: кран, трактор, но в основном разбирали вручную. Внутри кладки обнаружили железные прутья, кованые вручную. Раскопали могилы священнослужителей, которые были похоронены в церковной ограде, их перезахоронили на кладбище села.

        И в 1960 году появилось на этом месте новое здание – Средняя школа, в которой учатся около 400 учеников, и работает 38 учителей.

                                                                                                                                  Патрушева Анастасия.

                                                                                                                                                                                           Газета "Девятая галактика" №4(25) Декабрь 2011г
обсуждение здесь







В нынешнем году старинному уральскому селу Щелкун исполнилось 322 года.Село расположено на берегу одноименного озера Щелкун. Датой основания села Щелкун принято считать 1690 год. Из литературных источников XIX века известно, что первыми поселенцами на берегу тогда безымянного озера были жители Арамильской слободы Иван Вагин, Семён Шихов и Данило Щелканов. По фамилии последнего, очевидно, получило название озеро, а потом и село на его берегу.
          Место у озера Щелкун было бойкое. Рядом пролегал путь из Центральной России в Сибирь. Академик Лепёхин, который проезжал село в 1768 году, писал, что озеро Щелкун "имеет весьма чистую и прозрачную воду, также песчаное дно, почему и довольно в нём всякой рыбы, как щук, окуней, плотвы, сороги, чебака".
          
В 1821 году в селе Щелкун , был заложен каменный храм в честь Иконы Пресвятой Богородицы " Знамение ". Освятили храм в 1837 году. Строился он как двух-престольный, но в 1838 году придел в честь Рождества Иоанна Предтечи упразднили.
Через 115 лет церковь закрыли . Сбросили колокола и разрушили звонницу. Здание перестроили. В нем разместился клуб и магазин.Позднее церковь была снесена до фундамента и на её месте построена общеобразовательная школа № 9.



Оксана Корнева, историк-генеалог

ПРИХОДЫ И ЦЕРКВИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ


Щелкунское село

  Щелкунское село (4 благочиние) – в 70 в.(верста) к Ю от Екатеринбурга, на бывшем Челябинском тракте, расположено по восточному берегу Щелкунскаго озера. К приходу принадлежит д. Космакова (Казарина) – в 2 вер. Местность ровная и, по словам академика Лепехина, «сельскому житию весьма способная». Климат благоприятствует здоровью жителей. Почва – суглинок и чернозем; последняго больше. Селиться по берегом Щелкунскаго озера начали в конце XVII в. Первыми поселенцами были выходцы из Арамильской слободы: Иван Вагин, Семен Шихов и Данило Щелканов. От фамилии последняго, вероятно, и произошло название озера, а потом и селения. Этот поселок существовал недолго: башкиры во время бунта 1709 г. совсем разорили его – дома выжгли, а жителей умертвили. После усмирения мятежа возникло в этой местности новое селение. Осенью 1734 г. или весною 1735 г. при нем было построено деревянное укрепление, для защиты от башкирских набегов. Паллас, проезжавший по этим местам в 1770 г., нашел укрепление развалившимся. Приход в Щ. Открыт в двадцатых годах XVIII в. Прихожане, в числе 4500 об. п. (2231 м. 2269 ж.), - православные, по сословию – бывшие государственные крестьяне и бывшие сельские работники Сысертских заводов. Главное занятие – земледелие; подсобные промыслы – выжег и доставка угля и разработка ближайших торфяников. Первый деревянный храм в Щ., - в честь Иоанна Предтечи, - заложенный неизвестно когда, освящен 25 Июня 1730 г., по благословению Антония, Митрополита Тобольск. и Сибир. Взамен этого малаго храма, 30 Окт. 1784 г. был заложен вновь деревянный, по благословению Варлаама, Епископа Тобольск. и Сибир.; освящен 24 Октября 1787 г., по благословенной грамоте того же Владыки. В 1844 г. храм этот был перевезен в д. Тимину. Ныне существующий каменный храм заложен 24 Июня 1821 г., по благословению Преосвященнаго Иустина; освящен Преосвященным Евлампием 3 Июня 1837 г. Первоначально в храме было два престола: во имя Иоанна Крестителя и в честь Знамения Божией Матери. В 1858 г. придел во имя Иоанна Предтечи, «по невместительности своей», упразднен; на месте престола в 1861 г. устроено мраморное возвышение в две ступени, обнесенное железною решеткою; здесь находится плащаница. Иконостас четырехставный, столярной работы; окрашен синею краскою; резьба золоченая. В храме есть местно чтимая икона Божией Матери Одигитрии; обложена фольговой ризой, унизанной топазами. Из древних вещей замечательно Евангелие (бывш. напрестольн.); печатано в Петербурге в 1711 г. В Щелкуне два крестика – часовни: Пророко-Илиинский, - в северной части селения и Преображенский – в южной. Кроме того, есть деревянная часовня, в честь ап. Петра и Павла, в д. Космаковой; построена в 1887 г. Крестных ходов четыре: 20 Июля – к крестику Пророко-Ильинскому, в праздник Преображения Господня – к Преображенскому, 23 Сентября и 24 Июня – к прежде бывшим церквам. В Щелк. Имеется земская школа, открытая в 1872 г.; помещается в общественном здании. В 1896 г. открыта школа грамоты в д. Космаковой (помещение наемное).

http://u.to/EoNDAQ


Категории раздела
Новости сайта [11]
копирайт [525]
то,что мне показалось интересным!
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Мини-чат
200
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
село Щелкун © 2024