Понедельник, 20.05.2024, 10:53
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
село Щелкун

[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » интересное » искусство » Народные художественные промыслы. (Материалы о народных художественных промыслах.)
Народные художественные промыслы.
NostalgiaДата: Воскресенье, 02.02.2014, 09:55 | Сообщение # 1
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Информация о народных художественных промыслах.
 
NostalgiaДата: Среда, 19.02.2014, 11:30 | Сообщение # 2
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Жостовская роспись

Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.









Прикрепления: 7322649.jpeg (131.2 Kb) · 3245996.jpg (141.9 Kb) · 7467166.jpg (101.5 Kb) · 4324670.jpg (143.9 Kb) · 1009178.jpg (129.2 Kb)
 
SvetaДата: Среда, 19.02.2014, 15:28 | Сообщение # 3
!!!!!!!!!
Группа: Проверенные
Сообщений: 1049
Статус: Оффлайн
Интересно, эти ремесла до сих пор процветают?

Вот, что удалось узнать:
Жителям Гжели удалось сохранить свое мастерство и тайны создания керамики — известный с XIV века гжельский промысел процветает и сегодня.

Завод Гусь-Хрустальный закрылся из-за банального воровства

«Цветущее Жостово» процветает

С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы.

Выставка, прошедшая не так давно во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, показала, что городецкая роспись в произведениях современных мастеров не только сохранила свои традиции, но и получила дальнейшее их развитие. Радуют богатство и разнообразие ассортимента изделий.

Сегодня мастера соблюдают традиции дымковской игрушки, но все равно каждая мастерица (а промысел этот исключительно женский) старается выработать свой особый авторский стиль( материал с разных сайтов)

каслинское литье

Живо искусство каслинского художественного литья. Более того, технический прогресс позволил выпускать изделия в традициях каслинского литья не только из чугуна, но и не менее изящные из бронзы и алюминия с гальваническим покрытием
под медь и черный никель.

В 1992 году несколько человек, работавших на машиностроительном заводе, создали ООО “Каменный пояс”.
Целью стало, как вполне естественное стремление к самостоятельности, так и желание вывести каслинское
литье на качественно иной, более высокий уровень.
Сейчас выпускаются более пятисот наименований изделий каслинского литья. Приоритетными стали предметы церковно-ритуального обихода, офисной и декоративной мебели.
(http://www.kaslinskoe.ru/Ъ)


Сообщение отредактировал Sveta - Среда, 19.02.2014, 16:21
 
NostalgiaДата: Пятница, 21.02.2014, 10:07 | Сообщение # 4
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Вот это интересно. В погоне за "модным" западным мы забываем, что наше народное искусство высоко ценится на Западе в прямом и переносном смысле.
 
NostalgiaДата: Четверг, 13.03.2014, 09:37 | Сообщение # 5
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Волого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в Вологодской области.



Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.



Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.













Вологодское кружево. Роскошь и утонченность северного края.
https://u.to/2VNVEA

Вологодское кружево.
https://u.to/21NVEA

Народные промыслы России. Вологодское кружево.
https://u.to/2lNVEA

Вологодские кружева.
https://u.to/2FNVEA
Прикрепления: 1890113.jpg (102.6 Kb) · 4841986.jpg (118.1 Kb) · 7358129.jpg (90.4 Kb) · 6932492.jpg (68.3 Kb) · 5405771.jpg (64.9 Kb) · 6879462.jpg (136.7 Kb) · 4379685.jpg (171.2 Kb)
 
NostalgiaДата: Пятница, 21.03.2014, 21:02 | Сообщение # 6
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Балахнинское кружево.



За счет многих промыслов прославили себя балахнинцы. Одним из древних промыслов было кружевоплетение. Кружевоплетение в этом уезде зародилось в XVIII веке. Существует предание о том, что при Петре I были приглашены из-за границы «Кружевницы-мастерицы». Они-то и научили русских женщин заниматься этим промыслом. В Балахне почти в каждом доме можно было встретить искусницу кружев.



Кружевами украшали многие вещи: подзоры, подушки полотенца, простыни. А главное кружева шли для украшения женской одежды. Особенно были ценны кофточки, косынки, изделия из чёрного шёлка, которые одевались поверх голубого атласа. Отличительной чертой балахнинского кружева являлась лёгкость тюлевых решёток, на которые искусно клались густые букеты цветов и листьев, которые плелись золотой и серебряной нитью.

Кружева имели литературные названия: липушка, диспирин, клюневый узор, речка, которые брались из общения с родной природой. В XIX веке насчитывалось около 2000 женщин, занимающихся кружевоплетением на продажу, таким образом, Балахна стала центром кружевоплетения Нижегородского Поволжья. В некоторые годы XIX века за границу отсылали драгоценные балахнинские кружева более чем на 180 тыс. рублей.

В день кружевница зарабатывала 30-40 копеек. Основной же доход получали купцы и скупщики кружев. В середине XIX века, когда кружевоплетением в основном занимались крестьяне, этот промысел охватил все близлежащие волости обширного балахнинского уезда, но, устояв все трудности, Балахна осталась центром кружевоплетения, и в результате чего сложился свой балахонский манер. Большую роль в возрождении кружевоплетения сыграла Нижегородская ярмарка, которая поставляла материалы для изготовления кружев.

По мере развития кружевоплетения существует три вида кружев: численный, многопарный и сцепной. Многопарный- основа промысла Балахны. Эта техника плетения образовалась в процессе переработки европейских кружев. В растительном орнаменте этого кружева преобладали « балахнинская роза» и «грозди винограда». В Балахне в отличие от Европы сложился свой тип сцепного кружева, мотивы которого - хищные птицы, орлы, соколы, цветущие деревья со своеобразно загнутыми листьями, ветками. А также присутствовали различные геометрические фигуры: круги, овалы, квадраты, ромбы. Балахнинские кружева ценились наравне со знаменитыми брабантскими (европейскими) кружевами. И так же наравне продавались в Англии, Франции, Германии, Австрии. В 1900 году Балахнинские кружева были представлены на всемирной выставке в Глазго.







Балахнинское кружево

Прикрепления: 4534531.png (441.7 Kb) · 4771461.jpg (82.6 Kb) · 0738604.jpg (56.3 Kb) · 1403242.jpg (110.2 Kb) · 8292349.jpg (80.6 Kb)
 
NostalgiaДата: Вторник, 03.06.2014, 15:58 | Сообщение # 7
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Эмаль (покрытие)


Эмаль, стеклоэмаль, - преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла.

Крупными эмальерными центрами в Вологодской губернии были города Великий Устюг и Сольвычегодск. Мастеров этих городов неоднократно вызывали в Москву для «поднятия финифтяного дела».

Отличительной чертой искусства великоустюгских мастеров является умение так заливать фон эмалью, что сквозь неё заметны были лишь золочёные контуры сканого рисунка.

Начиная с 60-х годов XVIII века в Великом Устюге получила широкое распространение своеобразная техника цветной и белой эмали на медной основе с серебряными и золочёными накладками, которые вплавлялись в последние эмалевые слои. Эти эмалевые изделия стали носить название устюжских.

В последней четверти XVIII века сольвычегодские эмальеры начали применять роспись по эмали. В древних описях и документах такие эмали получили название усольских, так как город Сольвычегодск назывался также Усольском. Усольские росписи выдвинули сольвычегодских мастеров на первое место в русском финифтяном деле, они нашли широкое применение в быту царского и патриаршего двора. Усольские мастера применяли сканые жгутики для обрамления отдельных эмалевых клейм. Ещё одной характерной особенностью эмалей Сольвычегодска является богатейшая цветовая гамма сиреневых, розовых, лиловых, дымчатых, жёлтых, красных, голубых, коричневых тонов.

В 1980–90-х годах искусством перегородчатых и усольских эмалей занимались на художественных предприятиях Вологды и Великого Устюга, а также ювелиры, работающие в русле традиционного искусства.

Сегодня перегородчатые и живописные усольские эмали чаще всего встречаются в изделиях с православной тематикой: эмалевых иконах, крестах, складнях.


http://www.vologdamuseum.ru/content?id=123











Русские декоративные эмали.

Прикрепления: 2043885.gif (87.9 Kb) · 2935766.jpg (90.5 Kb) · 3386636.jpg (78.7 Kb) · 3803398.jpg (30.2 Kb) · 9983162.jpg (42.1 Kb)
 
NostalgiaДата: Среда, 11.06.2014, 10:56 | Сообщение # 8
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Ростовская финифть

В истории культуры Ростова Великого есть три «чуда», известных не только в России, но и в мире: ростовский кремль, ростовские звоны и ростовская финифть. Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме.

На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали - «финифть» - происходит от греческого «фингитис», что переводится как «светлый, блестящий камень». Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.
В Ростове искусство огненного письма известно с 17 века. Соперничать с ростовскими мастерами могут только эмальеры из Лиможа. Лиможские эмали известны уже более 800 лет. Но и они очень высоко ценят ростовских мастеров, особенно их живописные миниатюры.

В 1880-х гг. в Ростове в финифтяном производстве были заняты 166 человек. Ростов снабжал образками почти все монастыри России. Работая на скупщика, мастер в день расписывал от 500 до 800 пластинок. Зарабатывая 60 копеек. Из них десять уходило на эмаль и уголь для обжига, а еще две — на краски. Чистый дневной заработок составлял 48 копеек. В творчестве финифтяных мастеров начала ХХ в. по-прежнему значительное место занимает иконописная миниатюра, но иконы часто выполняются иначе, чем прежде, в них чувствуются как влияния символико-реалистической живописи, так и модерна.

На сегодняшний день в технике художественной эмали в России работает более 250 художников, но именно в Ростове Великом сложились многовековые традиции живописи по эмали, поэтому именно Ростовская финифть считается лучшей в России. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета.

Не одну сотню лет ростовцы сохраняют этот промысел, поколения живописцев и ювелиров сменяют друг друга в мастерских и - в жизни. Промысел живет, совершенствуется. Технология ростовской финифти утвердилась окончательно, которая сохранена фабрикой «Ростовская финифть».

Изделия фабрики находятся в Музее народного искусства в Москве, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее и других музеях России.
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» обладает одной из крупнейших в России коллекций ростовской финифти, насчитывающей около 2,5 тыс. миниатюр XVIII-XX вв.
Одним из наиболее недавних значительных свершений ростовских эмальеров было исполнение заказа на реставрацию финифтяных дробниц для резной сени, оформляющей вход в Кувуклию храма Гроба Господня в Иерусалиме.











Прикрепления: 0247050.jpg (46.2 Kb) · 6597717.jpeg (49.1 Kb) · 4133244.jpg (41.6 Kb) · 5869176.jpg (53.6 Kb) · 9075655.jpg (59.2 Kb)
 
NostalgiaДата: Понедельник, 30.06.2014, 12:03 | Сообщение # 9
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Скань, филиграньвид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.



Художественная обработка металла – филигранная скань – известна издавна. Появилось это художественно-прикладное искусство в 9 веке. Тончайшая проволока, искусно свитая, делает каждое изделие уникальным. Большое разнообразие видов скани позволяет создавать поистине образцы художественного промысла. Напайная филигрань предполагает напайку проволоки и зерни на листовой металл, объемная филигрань используется для объемных предметов – кубков, ваз, подносов, ажурная филигрань – кружево из проволоки с напаянной зернью. Филигранная ажурная скань горит и переливается всеми цветами радуги, разбрасывая вокруг золотые, серебряные и медные искры.


Красносельская скань.

Старинное село Красное — широко известный ювелирный центр России — расположено неподалеку от древней Костромы, на берегу Волги.

Изделия мастеров большей частью невелики по размерам: сантиметров пять-десять, но выглядят они значительными, как терема в легендарном Берендеевом царстве. Таковы узорчатые шкатулки, солонки, бокалы, браслеты, чарки, ювелирные изделия — броши, ожерелья, серьги. Изготовляются здесь также кулоны, броши, колье с использованием самоцветных камней и лаковой росписи в стиле палехских миниатюр. Вещи эти оживают на глазах, как персонажи народных поверий и преданий. В них воплощены светлая человеческая мечта о красоте, представление о земном счастье.










Народное ювелирное искусство России.



Ювелирная техника скань (филигрань)

Прикрепления: 4122822.jpg (189.5 Kb) · 5941242.jpg (227.8 Kb) · 7346882.jpg (156.2 Kb) · 1188498.jpg (140.5 Kb) · 3260653.jpg (114.6 Kb)
 
NostalgiaДата: Суббота, 05.07.2014, 21:15 | Сообщение # 10
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Чернь

Как известно, чернение по серебру «живет» в русском искусстве со времен Киевской Руси. Из трех исторически сложившихся центров черневого искусства - Москвы, Дагестана и Великого Устюга - последний отличается высочайшим уровнем исполнения и утонченной изысканностью изделий. Изготовление украшений и изделий из серебра в городе известно с древнейших времён. Секреты ремесла передавались из поколения в поколение.

В Великом Устюге уже в XVII столетии работали мастера серебряного дела, но наивысший расцвет искусства черни в этом городе относится к XVIII веку.

Первое документальное упоминание о великоустюгской черни относится к 1683 году.

Подлинной столицей ювелирного искусства на Севере был Великий Устюг. Великоустюгские мастера освоили целый ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия.

Чернь - это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок. Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона - прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла. От способа приготовления черни и пропорций ее составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличается особой прочностью и богатой гаммой - от пепельно-серого до густо-черного.

Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров. Искусство северной черни периода XVIII-XIX веков занимает как бы промежуточное положение между профессиональным и народным искусством, в котором, как известно, имеются исключительно устойчивые местные художественные традиции,. Изделия устюжских мастеров подчеркнуто массивны, формы их пластичны, с плавными контурами, закругленными углами, что великолепно сочетается с мягкостью гравировки, создающей впечатление пластичности рисунка черни.


http://barmani.ru/post197819434









Прикрепления: 2790953.jpg (70.0 Kb) · 8552104.jpg (58.1 Kb) · 1560086.jpg (70.9 Kb) · 2445882.jpg (44.4 Kb) · 3142626.jpg (47.5 Kb)
 
NostalgiaДата: Четверг, 17.07.2014, 10:41 | Сообщение # 11
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Золотое шитье

На протяжении нескольких столетий золото-серебряное кружево наряду с жемчужным и золотным шитьем, вышивкой и ткачеством активно использовалось в украшении предметов светского быта и церковного культа.



Золото-серебряное кружево впервые появилось на Руси во второй половине XVI века. Этот своеобразный вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам из Западной Европы.

Золото-серебряным кружевом богато украшались царские, боярские, княжеские одежды, дворянское платье,облачение духовенства, разнообразные предметы светского и церковного обихода, а в XVIII веке оно активно проникает и в народный быт.



Центрами кружевоплетения могли быть боярские, княжеские светлицы, а также женские монастыри, в которых трудились талантливые мастерицы. Излюбленными в золото-серебряном кружевоплетении XVII века были мотивы гвоздики и тюльпана — типичные для орнаментики всего русского и западноевропейского искусства данного столетия.

Мотивы гвоздики и тюльпана встречаться в кружевах с XVIII века, как например, на фелони малиновой парчи с крупным серебристым цветочным узором. В начале XVIII века возникают и развиваются различные композиции русского аграманта. Наиболее характерными для аграманта первой половины XVIII века были растительно-геометрические орнаменты. Такие орнаментальные элементы, как «вилюшка», зубцы-фестоны, «сетка», веерообразные мотивы получили дальнейшее развитие в нитяном кружевоплетении XVIII—XIX веков.

Растительно-геометрические орнаменты второй половины — конца XVIII века отличаются предельной композиционной насыщенностью, но в то же время строгой ритмичностью и ясностью построения. С середины ХVIII века в золото-серебряное кружево стала добавляться цветная бить (синяя, красная, зеленая), что значительно повысило декоративный эффект.

Особую составляет кружево XVIII века западно¬европейского происхождения, получившее в России название «подышпаны» (или «подишпаны») от французского «point d’Espagne». «Подышпаны» представляют собой кружево-гипюр, выполненное из очень тонкого золотного, серебряного шнурка либо пряденой нити в сцепной технике.

В XVIII—XIX веках в Западной Европе и России большой популярностью пользовались выплетавшиеся из шелковых нитей блонды. Их главная особенность заключалась в контрасте очень тонкого тюлевого фона и массивного узора. Нередко в него вплетались золотные или серебряные нити, придававшие кружеву неповторимое изящество.

Едва ли не единственной сферой его применения в то время оставался церковный и крестьянский быт. Искусством металлического кружевоплетения в XIX — начале XX века по традиции занимались в женских монастырях.

Лицевое шитье пришло к нам из Византии во времена принятия христианства. Древняя Русь, издавна связанная с Византией дипломатическими и торговыми договорами, была одним из мест, куда в течении поступали из Византии памятники ее искусства.

Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена. И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды, церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства, привозимые из Царьграда.



С утверждением в Киевской Руси в конце Х века христианства как государственной религии, наряду с существовавшим издревле орнаментальным шитьем стало развиваться изобразительное, или «лицевое» шитье.

Шитье и «низанье» жемчугом были очень распространены на Руси. При этом применялся как привозной («гурмышский» и «кафимский») жемчуг, так и более мелкий – свой, добываемый во многих северных реках (известно более 60 «жемчужных» рек).



Мастерские художественного шитья («светлицы») имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях.




http://www.liveinternet.ru/users/3575290/post265285877/
Прикрепления: 2223995.jpg (81.7 Kb) · 8666858.jpg (63.7 Kb) · 7637040.jpg (73.3 Kb) · 2113267.jpg (50.4 Kb) · 9763883.jpg (54.4 Kb)
 
NostalgiaДата: Воскресенье, 20.07.2014, 17:15 | Сообщение # 12
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Холмого́рская резна́я костьрезьба по кости, народный художественный промысел, сформировавшийся и практикуемый в сёлах Холмогорского муниципального района Архангельской области. В стиле холмогорской резьбы пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр) и традиции коренных народов севера.

Первые известные примеры изделий, выполненных в данной манере, относятся к XVII веку, однако приёмы резьбы, отличающие данный вид промысла от прочих схожих сложились лишь к XVIII веку. К ним относятся, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска. Иногда под резной орнамент подкладывалась цветная фольга. Может использоваться мамонтовая или моржовая кость, либо кость домашнего скота (лошадей, коров). Сюжетные рельефы могут изображать сцены из народной жизни, портреты или эмблемы, со 2-й половины XIX века — также местных животных и растения. Для холмогорской резной кости характерен растительный орнамент из веточек, ягодок, а также рокайли.

Наиболее старым типом такого рода изделий являются гребни. Кроме того, в этом стиле изготавливались табакерки, коробочки, ларцы, бокалы, настольные украшения, миниатюрные портреты и даже мебель, облицованная пластинками кости. Известны также настольные скульптуры, в том числе копии знаменитых скульптурных композиций (например, московского памятника К. Минину и Д. Пожарскому). В советский период стали также выпускаться женские украшения.

В 1930 году промысел, который находился в упадке со 2-й половины XIX века, стал поддерживаться государством. В селе Ломоносово была создана профессионально-техническая школа, а позже и Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова (1932), в дальнейшем преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.











Прикрепления: 9045623.jpg (65.8 Kb) · 6695114.jpg (76.4 Kb) · 2400888.jpg (93.4 Kb) · 0602300.jpg (53.6 Kb)
 
NostalgiaДата: Понедельник, 28.07.2014, 10:52 | Сообщение # 13
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Тобольская резная кость




Разновидность резьбы по кости, открытая мастерами русского города Тобольска. Получила известность в начале XVIII в. Характерные изделия - миниатюрные скульптуры, обычно групповые композиции, раскрывающие тему жизни и быта народов севера. Выполнялись преимущественно из мамонтовой кости. Миниатюры обладают обобщёнными чертами, подчёркнутой декоративностью. Помимо миниатюрных скульптур в тобольской технике выполняются изделия декоративно-утилитарного назначения (брелоки и проч.). Все работы несут отпечаток глубоких знаний мастеров в области природных свойств кости как художественного материала.



В 30-х гг. XX в. была основана артель «Тобольский косторез». В 1960-ом году на её базе открылась Тобольская фабрика по производству художественных косторезных изделий. Здесь трудились известные мастера Г.А. Хазов, Г.Г. Кривошеий, Т.С. и К.Т. Песковы, В.И. Денисов и другие.



Появление косторезной школы в Тобольске не случайно: берега северных рек таят большое количество мамонтовых бивней. В период правления Петра I тобольская косторезная продукция пользовалась большим спросом в западных российских городах. Образование мастерских по производству косторезных изделий относится к началу XVIII столетия. А началось всё с появления в Тобольске пленных шведских офицеров, которые в 1721 году прибыли сюда на поселение. Иностранцы стали зарабатывать известными им промыслами, в т.ч. и резьбой по кости. Особенной популярностью у местной знати пользовались выполненные шведами точёные табакерки. В XIX веке в Тобольск сослали поляков, которые также знали косторезное ремесло. Рисунки для некоторых резных изделий создавал М.С. Знаменский - известный художник, со временем и сам занявшийся резьбой по кости. 1874-ым годом датируется открытие косторезной мастерской «Сибирская», чьим владельцем являлся губернский землемер Овешков. За «Сибирской» последовало открытие и других мастерских, крупнейшей из которых была «Образцовая Сибирская мастерская Ю.И. Мельгуновой», основанная в 1893 г. У Мельгуновой трудились талантливые мастера, их работы завоевали золотую медаль на проходившей в 1898 году франко-русской выставке (Петербург) и серебряную медаль на выставке, проводившейся в Нижнем Новгороде.



Тобольская резьба к середине 70-х гг. XIX в. приобрела большинство черт промысла: производство и сбыт были налажены почти в той же манере. Продукция тобольских мастеров выставлялась на продажу в Москве, Петребурге, Тюмени, Кургане. Она также неоднократно завоевывала первые места на выставках.

Из всех направлений работы тобольские резчики по кости наибольшее внимание уделяли миниатюрной скульптуре. Подобные изделия охотно раскупала местная интеллигенция, которая активно содействовала учреждению Тобольского губернского музея, известного своей уникальной коллекцией этнографических экспонатов.



В конце 20-х гг. XX ст. в СССР встал вопрос о возрождении народных промыслов. Проект затрагивал также и тобольское косторезное ремесло. В Тобольске была основана
Прикрепления: 6130509.jpg (34.2 Kb) · 9885328.jpg (24.1 Kb) · 7227955.jpg (42.8 Kb) · 5816665.jpg (32.0 Kb) · 8523751.jpg (33.6 Kb)


Сообщение отредактировал Nostalgia - Понедельник, 28.07.2014, 10:53
 
NostalgiaДата: Понедельник, 11.08.2014, 09:46 | Сообщение # 14
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Резьба по кости- художественный народный промысел, изобретённый эскимосами и чукчами на северо-востоке побережья Чукотского полуострова (пос. Уэлен и др.). Археологи находили изделия чукотской резной кости еще первых веков н. э. В советское время отрылась косторезная мастерская (1931 г.) – в наше время переименована в Уэленскую косторезную мастерскую «Северные сувениры». Мастера чукотской современной резной кости вытачивают из моржовых клыков впечатляющие своей пластической выразительностью обобщённые по форме фигурки северных животных, наполненные движением и жизнью, разнообразные скульптурные группы (борьба зверей, охотничьи сцены, собачьи и оленьи упряжки и т. д.), служат украшением художественно-бытовых изделий и моржовых клыков: ножи для разрезания бумаги, серьги, брелоки, кулоны, цветной гравировкой процарапанные по кости штрихами, протёртыми цветными карандашами, - на фольклорную тематику и темы жизни северных народов.

Широкое распространение искусство резьбы по кости получило здесь в XVIII—XIX в.; наряду с ним появилась сюжетная гравировка по кости, которая стала использоваться для украшения костяных перекрытий жилищ, сидений и весел праздничных лодок. С начала XX в. на моржовых клыках с помощью контурных линий и штриховки гравировались сцены охоты, бытовые сюжеты. Чтобы придать гравировке красочность, декоративность, в линии втирались черная и красная краски. С XVIII в. из моржового клыка — основного материала промысла — вырезались фигурки животных (главным образом собак и медведей).
Композиции чукотской резной кости величавы, уравновешены, поэтичны, полны внутреннего напряжения. Цветная гравировка ныне наносится на поверхность кости специальным инструментом («коготком») и подцвечивается цветными карандашами. Рисунки, как раньше, посвящены бытовым и сказочным темам, но техника исполнения стала многообразнее и ярче.


http://14geografi.ucoz.ru/index/chukotskaja_reznaja_kost/0-63

Якутский край в мерзлых недрах своих скрывает огромное количество мамонтовой кости, сохранившейся с древних времен. До нашего времени дошло изображение мамонта, сделанное рукою первобытного человека.

Мамонтовая кость очень тверда, поэтому она издавна использовалась для изготовления различных художественных изделий. Якутские костяные изделия часто воспроизводят сцены домашнего быта. В них также нашло отражение традиционное почитание коня. Так, большин­ство якутских шкатулок украшено сюжетами, связанными с коневодством и изготовлением кумыса.

Прежде всего из кости изготовляются хозяйственные предметы - детали оленьей упряжки, околощечные пластины с резьбой, всевозможные уздечные и седельные подвески с геометрическим орнаментом. На севере Якутии в слоях вечной мерзлоты до сих пор находят бивни мамонтов. Желтоватая плотная кость давно вымерших гигантов является драгоценным материалом, который хорошо поддается обработке и полировке. Изготовление из мамонтовой кости декоративных предметов, в том числе мелкой скульптуры, стало в Якутии традиционной отраслью народного творчества.


http://www.goyakutia.com/about/art/









Прикрепления: 0127866.jpg (43.3 Kb) · 3870433.jpg (31.4 Kb) · 3910314.jpg (56.5 Kb) · 5102691.jpg (63.6 Kb) · 0757885.jpg (68.7 Kb)
 
NostalgiaДата: Воскресенье, 31.08.2014, 10:11 | Сообщение # 15
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Народная вышивка.

Вышива́ние (вы́шивка) — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.

Бесконечно разнообразны виды швов:

для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;
для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями,
мережка, «перевить», настил, гипюр и др.

Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия.

Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).

Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:

выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);

использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;

эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету




Сообщение отредактировал Nostalgia - Воскресенье, 31.08.2014, 10:11
 
Форум » интересное » искусство » Народные художественные промыслы. (Материалы о народных художественных промыслах.)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

село Щелкун © 2024