Дата: Пятница, 27.01.2017, 15:12 | Сообщение # 121
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
В шаге от катастрофы. Куда нас заведёт технический прогресс?
Более 700 экспертов со всего мира готовили для открывшегося в Давосе Всемирного экономического форума доклад о главных рисках десятилетия. Впервые одной из главных угроз признан... сам человек.
Информацию по теме смотрите в инфографике по ссылке (увеличьте изображение при помощи виртуальной лупы).
По прогнозам ряда учёных, цивилизация стоит на пороге технологического скачка, который способен привести к глобальной катастрофе. Прогресс стал таким стремительным, что мы просто не успеваем осваивать новое. А в период с 2020 по 2040 г. будут получены технологии, над которыми человек вообще может утратить контроль. Вот наиболее вероятные сценарии подобного «конца света».
Роботы идут!
В докладе ВЭФ одним из главных рисков ХХI в. названо развитие робототехники. У экономистов это вызывает настоящую панику: люди начнут массово терять работу. Есть прогнозы, что почти каждой второй специальности грозит автоматизация, а, скажем, в России машины к 2024 г. оставят без работы каждого четвёртого жителя. Недавно один российский банк объявил, что благодаря внедрению систем искусственного интеллекта (ИИ) он сможет высвободить около 3 тыс. рабочих мест. Технология, угрожающая нам безработицей, называется машинным обучением. ИИ, анализируя массивы накопленных данных, способен самообучаться и подражать человеческому мышлению. А ещё роботы превосходят людей в выносливости, точности и скорости действий, не допускают брака. Они готовы не только встать за конвейер, но и отобрать работу у учителей, врачей, кассиров, официантов, полицейских, юристов, бухгалтеров. На улице окажутся миллионы недовольных. Но это не самое страшное...
«Из-за того, что ИИ сможет неограниченно самообучаться, а его мощность - лавинообразно расти, он станет создавать свои механизмы влияния на мир, - убеждён Алексей Турчин, футуролог, исследователь глобальных рисков. - Для него не составит труда взять под контроль любые компьютерные сети, в том числе государственные системы управления и Интернет. Не исключено, что в ходе быстрого развития он начнёт воспринимать людей как угрозу - человека просто не окажется в его системе ценностей. И он найдёт способ от нас избавиться. Например, с помощью
управляемых роботов. Поэтому одна из задач учёных - пред¬отвратить само появление недружественного к людям искусственного сверхинтеллекта».
Парниковая катастрофа
Прошедший 2016 г. стал самым тёплым в истории наблюдений за климатом: средняя температура поверхности Земли была почти на градус выше, чем в середине прошлого столетия!
Большинство учёных считают, что причина глобального потепления (за ХХ в. температура нижних слоёв атмосферы поднялась на 0,8 °С, что очень быстро для естественных процессов) - деятельность человека.
Технический прогресс связан со всё большим сжиганием топлива, а оно увеличивает содержание в атмосфере парниковых газов (водяного пара, углекислоты и метана), которые и приводят к повышению температуры. И пусть сейчас угроза не кажется нам значительной, темпы нагрева год от года возрастают. Климатические аномалии провоцируют миграцию и социальные катаклизмы - люди в некоторых регионах Земли постепенно лишаются пищи и воды. Стоит задуматься и о судьбе потомков: из-за изменений климата многие биологические виды, включая человека, могут исчезнуть уже через 200-300 лет!
Одна из гипотез, описывающих, как это произойдёт, предложена российским учёным, физиком Алексеем Карнауховым. «Как только заговорили о глобальном потеплении и парниковом эффекте, я с помощью уравнений решил описать связь между содержанием в воздухе углекислого газа и температурой, - говорит он. - Это было традиционное исследование, и термин «катастрофа» я сначала использовал в математическом смысле. Но, когда построил модель, ахнул: слово приняло буквальное значение. При сохраняющихся выбросах в атмосферу в ближайшие два-три века температура на Земле поднимется на сотни градусов!» Потепление вызывает лавинообразный эффект: углекислота и метан начинают высвобождаться из природных «хранилищ» (океана, земной коры, вечной мерзлоты и пр.), отчего становится ещё теплее, и процесс делается необратимым. Расчёты показывают, что климатическая система планеты за пару столетий способна перейти в новое устойчивое состояние. Температура будет как на Венере: +500 °С. Жизнь на Земле станет невозможной.
Серая слизь
Этот сценарий был описан Эриком Дрекслером, пионером нанотехнологий, ещё 30 лет назад. Миниатюрные (размером с клетку) роботы, созданные из наноматериалов, выходят из-под контроля и заполняют всю планету, пожирая биомассу и превращая её в серую слизь.
«Речь о нанороботах, способных к самовоспроизведению, т. е. созданию собственных копий. По-научному они называются репликаторами, - поясняет Алексей Турчин. - Наиболее привлекательной средой для них является биомасса, поскольку она содержит и углерод, и энергию, которую можно извлечь за счёт окисления.
Расчёты показывают, что всю биомассу Земли (включая и людей) неуправляемые нанороботы смогут переработать всего за двое суток! Невидимые глазу механизмы, вышедшие из-под контроля, могут скрытно атаковать людей, впрыскивая им токсины или проникая в мозг. Представьте, что они попали в руки террористам. Чем это обернётся?»
Вопросы разработки нанороботов сейчас изучаются на профильных научных конференциях. Рано или поздно они появятся. Тенденция очевидна: военная техника (те же боевые беспилотники) становится всё мельче, а ведь именно из этой отрасли выходят наиболее перспективные научные идеи и разработки.
Свежая новость в тему: учёные из Бристоля создали робота, способного поедать живые организмы и получать за счёт этого необходимую ему энергию. Его собираются использовать для очистки водоёмов. А что, если он не остановится на поедании бактерий и ряски?
Вирус из гаража
Если в школе у вас была пятёрка по биологии, а сейчас в кармане есть несколько сотен долларов, вы можете устроить в своём гараже или сарае мини-лабораторию, в том числе для создания новых вирусов.
Биохакерство - хобби независимых учёных-любителей, способное обернуться новой пандемией и заражением всего человечества.
У истоков движения стоял физик-аспирант из США Роб Карлсон. Он мечтал сделать биотехнологии доступными широким массам и первым организовал лабораторию у себя дома. Пример оказался заразителен.
Сейчас биохакеры создают светящиеся йогурты, ищут формулу перспективного биотоплива и изучают собственные геномы. Всё необходимое оборудование (в том числе и образцы синтетической ДНК) покупают через Интернет, а микроскопы изготавливают из дешёвых веб-камер.
Проблема в том, что в Мировой паутине в свободном доступе находятся генетические коды многих вирусов - лихорадки Эбола, оспы, гриппа «испанка». И при желании от изучения кишечной палочки, извлечённой из своего унитаза, можно перейти к конструированию живых клеток с любыми заданными свойствами - вирусов, бактерий, смертельных патогенов. Одно дело - заниматься этим ради забавы и любопытства, и совсем другое - в целях шантажа и запугивания. Футурологи не исключают такой сценарий «конца света», когда недуг, который выкосит значительную часть человечества, явится именно из лаборатории биолога-любителя.
В США проблему осознали ещё 10 лет назад. В ФБР создано подразделение по противодействию биохакингу. Биохакерам приходится давать пояснения, чем именно они занимаются и с какой целью.
Прогресс-спаситель
Те же эксперты оговариваются: если человечество предотвратит техногенный «конец света», то к середине ХХI в. оно выйдет на качественно новый этап эволюции. Прогресс и технологии дадут людям больше свободы, принесут изобилие дешёвых товаров и услуг. Да и сам человек станет другим, вроде как и… не совсем человеком.
Киборг или сверхчеловек?
Пока одни учёные пугают нашествием роботов, другие доказывают: машинный интеллект, напротив, спасёт экономику. Автоматизация делает товары дешевле, повышает покупательскую способность и формирует рабочие места в других отраслях. К тому же роботы берут на себя рутинный труд, а там, где необходим творческий подход, заменить человека они не могут.
Впрочем, сам человек всё больше сращивается с компьютерными системами. Этот процесс не остановить. «Уже сейчас есть сервисы, предугадывающие наши желания, а в будущем у каждого появится персональный электронный помощник, - уверен Павел Балабан, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. - Наш мозг будет максимально совмещён с компьютером и разными устройствами. Из-за этого увеличатся скорость усвоения новых знаний, объёмы запоминаемого. Усилятся познавательные способности и даже появятся дополнительные органы чувств!»
Так, созданы устройства, которые помогают рассмотреть то, что лежит за пределами привычного нам видимого спектра. Например, увидеть, из чего состоит еда на тарелке или лекарство в упаковке. Японцы вживили человеку аппарат для наблюдения инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Наши учёные из Санкт-Петербурга написали программу, которая превращает мысли в музыку.
Слияние человека с роботом уже происходит - в виде «умных» протезов и костюмов, увеличивающих мышечную силу; всевозможных чипов, имплантируемых под кожу и в мозг. К примеру, в США сделали переводные татуировки, с помощью которых можно управлять смартфоном и компьютером, хранить и передавать массивы данных. Есть прогноз, что к 2040 г. человек и машина станут единым целым: наше тело сможет принимать любую форму, образуемую облаком нанороботов, а органы заменятся кибернетическими устройствами.
Доктор в кармане
Уже разработаны «умные» пластыри, непрерывно измеряющие уровень глюкозы в крови, и наклейки, вводящие пациенту через кожу нужные лекарства. Есть импланты, которые вводят препарат в организм порционно либо по заранее составленной программе, либо по сигналу извне.
Среди технологий, которые окажут наибольшее влияние на нашу жизнь в ближайшие годы, учёные называют методы диагностики психических заболеваний по речи и носимые биохимические лаборатории на чипах, которые будут выявлять болезни на самых ранних стадиях. Карманные устройства смогут диагностировать заболевания, которые с трудом поддаются обнаружению на ранних стадиях, - в первую очередь рак. Разрабатываются нанороботы, способные лечить организм изнутри (к примеру, очищать кровь) и даже проводить хирургические операции! Российские учёные даже готовы дать зрение с помощью светочувствительных бактерий абсолютно слепым людям.
Дёшево и экологично
Скоро человек научится держать под контролем загрязнение окружающей среды - для этого создаются чувствительные сенсоры. Но поиск нового вида топлива всё равно необходим: от углеводородов в ХХI в. придётся отказываться.
С 1 января все поезда в Голландии работают на… энергии ветра. Нет, они не несутся под парусами - они ездят на электричестве, которое вырабатывают ветрогенераторы. Одна такая «мельница» в течение часа обеспечивает 200-километровый пробег поезда.
На форуме в Давосе был представлен консорциум по продвижению водорода в качестве топлива будущего.
Он абсолютно экологичен - при его сгорании образуется вода. На водород и сжиженный газ постепенно переходит морской транспорт, а в Германии в 2017 г. запустят первый в мире пассажирский поезд на водородном топливе. В развитых странах (в России тоже) идут работы по созданию беспилотного автотранспорта - робомобиля. Он, скорее всего, будет электрическим. Современные электрокары уже на стадии производства делаются с расчётом на автономность. Есть прогноз, что люди скоро перестанут покупать автомобили и будут пользоваться сервисами роботакси - это будет экономически выгоднее.
Мнение церкви
Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:
- Если изобретение электричества стало безусловным благом для человека, то стал ли им информационно-технологический прорыв последних лет - большой вопрос. Сегодня под ударом оказываются и те, кто занимается физическим трудом, и так называемые белые воротнички. Церковь будет напоминать о значимости человека, о том, что является в жизни главным.
Извините, я случайно. Неожиданные открытия, сделавшие мир шире и безопаснее
Перед вами подборка серьёзных открытий, которые изменили мир и сделали его хоть капельку лучше. Как ни странно, все эти открытия - жертва случая.
Художник Д. Вандерлин. «Высадка Колумба в Америке». 1847 год.
495 лет назад, 20 сентября 1519 г., 5 кораблей с командой в 265 человек и 70 пушками покинули Испанию. Они искали некие «Острова Пряностей», А открыли то, о чём догадывались ещё древние греки, - что наша планета имеет форму шара. Возглавлял экспедицию португалец, некто Эрнан ди Магальянш. Впрочем, больше известен испанский вариант его имени - Фернандо Магеллан.
1. Это предприятие потом назовут самым успешным из честных. Да, в порт приписки вернулся лишь 1 корабль из 5. Да, на нём было всего лишь 18 человек. Зато пряности, загруженные в трюм этого корабля, дали прибыль более 2000%. Его не волновали ни мятежи на кораблях, ни ужасный голод, когда матросы ели муку пополам с червями и охотились на корабельных крыс, ни междоусобная война на острове Мактан, где Магеллан «умер на побережье в море, прикрывая отступающих товарищей», - как напишет впоследствии историограф экспедиции.
2. Порезал палец? Срочно йод! А откуда он взялся? Тоже случайность. В 1811 г. сын французского селитровара, химик Бернар Куртуа, занимался проблемой добычи соды из морских водорослей. Как? Купил, нарезал, выпарил, поджарил. Вышла зола.
Она была помещена в колбу. В другой ёмкости на лабораторном столе находился раствор серной кислоты. А на плече у экспериментатора сидел его любимый кот. Вот именно коту, если по совести, принадлежит честь открытия йода. Он, то ли испугавшись чего-то, то ли погнавшись за мухой, прыгнул с плеча хозяина на стол и опрокинул несколько колбочек. Их содержимое смешалось, и пошёл фиолетовый пар, который потом осел красивыми кристаллами. Это и был йод.
3. Редко, когда русские заслуги признают на Западе. Но ведь именно знаменитый мореплаватель Джеймс Кук настоял на том, чтобы назвать пролив между Чукоткой и Аляской Беринговым.
Первая (красный цвет), вторая (зелёный цвет) и третья (синий цвет) экспедиции Кука
Будучи на русской службе, датчанин Витус Ионассен Беринг на самом деле получил задание искать морской путь в Китай. И конечно же, не нашёл. Зато, подобно Колумбу, открыл Америку. Правда, с другого конца - с востока. Его экспедицией были открыты Аляска и Алеутские острова. Сам Беринг погиб, но надо признать, что датчанин берёг рядовой состав. Из 75 человек вернулись домой 46.
4. Чудовищный неряха, британский химик Александр Флеминг исследовал природу гриппа, или, как тогда говорили, «инфлюэнцы». Чашки с пробами бактерий и вирусов он не мыл - на столе у него ежедневно скапливалось по 30-40 сосудов. Как-то учёный уехал в недельную командировку. В Лондоне за это время случилось потепление, потом похолодание, снова потепление - идеальные условия для развития бактерий и плесени. Вернувшись к своему загвазданному столу, Флеминг обнаружил, что в одной из чашек плесень полностью убила и вытеснила бактерии стафилококка. Эта плесень впоследствии стала пенициллином, который спас жизни миллионов и стал предтечей современных антибиотиков.
5. «Он шёл на Одессу, а вышел к Херсону», - поётся в песне про матроса Железняка. Нечто похожее произошло и с самым известным деятелем эпохи Великих географических открытий - Христофором Колумбом. «Я намереваюсь плыть сначала в Чипангу, потом в Кхатай, а потом в Индию», - писал Колумб королям Испании, разумея под Чипангой Японию, а под Кхатаем Китай. Но в результате двухмесячного похода были открыты острова Тортуга, Куба и Гаити - то есть уже Америка. Колумб упорно называл это Индией, а жителей ост¬ровов и континента - индейцами. Это название прижилось. А вот имя всему Новому Свету дал уже другой человек - авантюрист и жулик по фамилии Веспуччи. Звали же его Америго.
6. Заманчивое название прозрачных фруктовых леденцов - «ландрин». От него веет не только сладостью, но и чем-то французско-изысканным. На деле же это лютая Тверь. Основатель фирмы и манящего названия - тверской крестьянин Фёдор Ландрин, получивший фамилию-прозвище от речушки Ландра. Как рассказывает Владимир Гиляровский, Фёдор, сбывавший свои леденцы знаменитому держателю гастрономических магазинов Елисееву, накануне подвыпил и забыл завернуть леденцы в бумажки. Их у него не приняли. И он, горько заплакав, сел на улице. Так вышло, что напротив была женская гимназия. Барышни расхватали разноцветные карамельки и просили приходить ещё.
Дата: Понедельник, 06.03.2017, 10:16 | Сообщение # 123
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
УЛИЧНЫЙ ИЛЛЮЗИОНИСТ ЛОМАЕТ ВСЕ ЗАКОНЫ ФИЗИКИ
Я вам могу с уверенностью сказать, что при просмотре этого видеоролика, вы много раз поймаете себя на мысли: «как такое вообще возможно» и «это же вопреки всем законам физики».
Дата: Четверг, 23.03.2017, 12:30 | Сообщение # 125
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Топ-8 самых «двуликих» изобретений человечества
Кофе
Два главных вопроса. Кофе - польза или вред? Кофе - «он» или «оно»? На оба может ответить первое упоминание этого напитка в русской истории. Придворный лекарь царя Алексея Михайловича Тишайшего Самуэль Коллинз в 1665 г. выписал ему рецепт: «Варёное кофе, персиянами и турками знаемое, и обычно после обеда, изрядно есть лекарство против надмений (опухоль, вздутие), насморков и главы боления».
Бензин
Один немецкий изобретатель по имени Готлиб Вильгельм женился на дочери аптекаря. Казалось бы, ну и что? А то, что он носил фамилию Даймлер. Да, тот самый, что первым запатентовал «самодвижущийся экипаж с двигателем внутреннего сгорания». И непоследнюю роль в выборе топлива для первого автомобиля сыграл совет тестя. В те времена бензин стоил дешевле грязи и продавался в аптеках пятилитровыми бутылями как «лучший в мире пятновыводитель и антисептик». Так что проблем с АЗС у Даймлера не было - аптеки стояли на каждом углу, а у тестя можно было заправиться на халяву.
Зажигалка
Чирк - и вот уже затягиваешься сигаретой, которая, как известно, убивает. Есть в этом злая ирония судьбы - то самое зубчатое колёсико, которым оснащены зажигалки, было предназначено как раз для убийства. Только не медленного, как в случае с сигаретой, а мгновенного. Честь изобретения этого механизма принадлежит большому гуманисту - Леонардо да Винчи. И предназначался он для самого совершенного на тот момент орудия уничтожения - пистолета с колесцовым замком.
Одеколон
В наши дни «правильное» употребление одеколона демонстрируют только совсем уж спившиеся алкаши, опохмеляющиеся поутру «Тройным». А ведь изначально «Вода из Кёльна» (именно так переводится слово «одеколон») предназначалась для снятия желудочных спазмов и головной боли и принималась внутрь. Правда, хлебать из горла не следовало и тогда - достаточно было пяти капель на стакан воды. Или на кусочек сахара, что предпочитал большой сладкоежка Наполеон Бонапарт.
Шифер (асбест)
Что общего между прозаической шиферной крышей и аристократическим салоном «галантного» XVIII столетия? Ответ неожиданный: асбест. Этот минерал, входящий в состав современного кровельного покрытия, некогда был весьма популярен как основа любопытного украшения. Во времена париков об ужасных канцерогенных свойствах асбеста ещё не знали. А потому брали «мягкий камень», разбивали его молотками на волокна, чесали и трепали их наподобие льна и плели «несгораемые кружева». Приоритет наш, уральский - первое «каменное кружево» изготовили на заводах Демидовых.
Сетка "Рабица"
Если бы немецкому каменщику Карлу Рабицу сказали, что его изобретением опояшут почти все садовые и дачные участки мира, он бы покрутил пальцем у виска. И в самом деле - кому придёт в голову использовать в качестве забора сетку, предназначенную для того, чтобы служить основой для оштукатуривания стен? Так что изначально известную всем ограду прятали от глаз под толстым слоем извести и цемента, краской и обоями. Кстати, в этом году патенту Карла Рабица исполняется 135 лет.
Героин
Самой страшной болезнью XIX века считался туберкулёз, особенно детский. Немецкий химик-подвижник по имени Феликс Хоффманпосвятил свою жизнь борьбе с этим недугом. И вот с промежутком в неполный год он синтезирует два вещества. Одно снижает температуру, другое убирает кашель. Первое назвали аспирином, а второе - героином. По эффективности снятия симптомов туберкулёза второе оказалось круче. И детский героин начали производить во многих странах, в том числе и в молодом СССР. Продавали в аптеках и без рецепта. Объём устрашающий - до 34 тонн в год…
Спам
Как же раздражает вал бумажной и электронной почты, предлагающей увеличить доход, грудь и прочие интимности! Мы привыкли называть этот мутный поток спамом. Но некогда это имя носил недорогой, вкусный и качест¬венный продукт - консервированная перчёная ветчина. От последних слов - SPiced hAM и произошла знакомая всем аббревиатура. А вот навязчивой она стала после Второй мировой, когда американский производитель, снабжавший ветчиной и свою армию, и союзников, не знал, куда девать залежи консервов. Тут-то всё и завертелось. Товарный знак SPAM преследовал несчастных потребителей везде. Фасады домов, борта автобусов и трамваев, газеты и витрины, да плюс ещё и каждые пять минут по радио - везде была проклятая ветчина SPAM... Так что ничего удивительного, что слово это стало нарицательным.
Дата: Вторник, 26.09.2017, 20:00 | Сообщение # 127
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
«От коня своего». Семь изобретателей, убитых своими творениями.
История знает немало случаев, когда создатели технических новинок отправлялись в мир иной при помощи собственных детищ.
Помни о Бертольде Шварце
Бертольд Шварц — изобретатель пороха.
Имя европейского изобретателя пороха Бертольда Шварца хотя бы раз слышал любой, кто читал роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», где этот интересный человек упоминается мимоходом.
На самом деле францисканский монах Бертольд Шварц, в миру Константин Анклитцен — личность, окруженная легендами.
Неизвестны даже точные годы его жизни: предполагается, что земной путь его начался в конце XIII или начале XIV века.
Его увлечение химией, согласно преданию, привело Бертольда в тюрьму по обвинению в колдовстве. Тем не менее, он продолжал опыты и в заключении, в результате которых и изобрел порох.
Одна из версий биографии Бертольда Шварца повествует о его печальной судьбе — якобы немецкий король Вацлав IV, решив, что изобретатель слишком много знает, публично взорвал монаха на бочке изобретенного им пороха.
Неизвестно, действительно ли Бертольда Шварца сгубило его изобретение. Но история знает немало случаев, когда создатели технических новинок отправлялись в мир иной при помощи собственных детищ.
1. Перилай и «медный бык»
Из глубокой древности дошла до нас история афинского скульптора Перилая. В VI веке до нашей эры тиран Агриента Фаларид поручил скульптору создать оригинальное устройство для мучительных пыток и казней.
Перилай подошел к делу с «огоньком», сотворив медную фигуру быка в натуральную величину, полую внутри, с дверцей на спине между лопаток.
Жертву сажали внутри статуи, после чего разводили под ней огонь. Несчастные жарились на медленном огне, умирая чудовищно болезненной смертью.
Хитроумный конструктор снабдил быка ноздрями, из которых валил дым, а акустическое устройство делало крики умирающего похожими на рев быка.
Фаларид, получив желаемое, повелел испытать агрегат на его создателе. Так, Перилай стал первой жертвой орудия, известного ныне как «Медный бык», или «Бык Фаларида».
Самого Фаларида, свергнутого в ходе восстания, тоже зажарили в быке. А устройство получило широкое распространение и использовалось многие столетия, в том числе следователями святой инквизиции.
2. Уильям Баллок и «веб-ротационный пресс»
Американец Уильям Баллок занимался созданием новых машин и механизмов с юности, но в течение долгого времени не мог добиться успеха. В 1849 году признание изобретателю принесла оригинальная конструкция зерновой сеялки.
В 1853 году Баллок, подавшийся в газетчики, приступил к работе над ручным деревянным печатным станком с самоподающим механизмом. В начале 1860-х годов изобретатель создал усовершенствованный печатный станок, названный «веб-ротационный пресс».
Веб-ротационный пресс позволил непрерывно работать с большими рулонами бумаги, автоматически подаваемыми на приемные катушки, и исключить трудоемкий процесс ручной загрузки. Пресс имел систему саморегуляции, печатал на обеих сторонах каждой страницы и складывал бумагу.
Это изобретение позволившее вывести издательское дело на качественно новый уровень, оказалось роковым для создателя.
В 1867 году Уильям Баллок занимался устранением недостатков на одном из своих прессов. В какой-то момент нога конструктора угодила в механизмы и была раздроблена. Началась гангрена, потребовавшая срочной ампутации. Но спасти жизнь Баллока не удалось — он умер на операционном столе.
3. Мария Склодовская-Кюри и радиоактивные элементы
Мария Склодовская-Кюри входит в то малое число ученых, которые были удостоены Нобелевской премии более одного раза.
Более того, она стала первой в истории, награжденной дважды. Склодовская-Кюри была удостоена в 1903 году Нобелевской премии по физике, а спустя восемь лет — в области химии.
Вместе с мужем Пьером Кюри Мария занималась исследованиями радиоактивности. Супружеской парой были открыты элементы радий и полоний.
Об опасности радиации тогда не было научных сведений. Супруги Кюри проводили опыты в кладовой и сарае, с 1898 по 1902 годы переработав около 8 тонн минералов урана.
Пьер Кюри до наступления тяжелых последствий такой деятельности не дожил — в 1906 году он погиб под колесами конной повозки.
А вот Мария Сколодовская-Кюри страдала от хронической лучевой болезни, сделавшей последние годы ее жизни мучительными. От этого недуга она умерла в 1934 году. С полной уверенностью можно сказать, что женщина-ученый стала жертвой собственных открытий, принесших ей славу.
4. Томас Эндрюс и «Титаник»
10 апреля 1912 года из порта Саутгемптон в своё первое плавание вышел гигантский пассажирский лайнер «Титаник», который современники считали новым чудом света.
На борту корабля находился 39-летний исполнительный директор судостроительной компании «Харланд энд Вольф» Томас Эндрюс, являвшийся конструктором «Титаника».
За несколько лет до этого Эндрюс сконструировал корабль «Олимпик», ставший первым в серии лайнеров-гигантов.
На борту «Титаника» конструктор пытался найти недостатки, которые впоследствии можно было бы устранить. Когда 14 апреля судно налетело на айсберг, капитан попросил Томаса Эндрюса оценить степень повреждений.
Осмотрев помещения, заполняемые водой, Эндрюс категорично заявил — «Титаник» обречен.
Сам конструктор не стал покидать судно, до последнего помогая спасаться другим. Тело Томаса Эндрюса не нашли — скорее всего, он ушел на океанское дно вместе со своим творением.
5. Франц Райхельт и «плащ-парашют»
Австрийский портной Франц Райхельт на заре мировой авиации задался вопросом создания средства, которое позволило бы летчику спастись при падении с большой высоты.
В 1910 году он начал разработку специального костюма, названного «плащ-парашют». Для опытов Райхельт использовал манекены, которые сбрасывал с собственного балкона на 5-м этаже.
Результаты были противоречивыми — иногда костюм работал, а иногда манекены «гибли». Изобретатель полагал, что причина неудач заключается в малой высоте. В 1912 году Райхельт добился разрешения на проведение эксперимента на Эйфелевой башне.
Франц Райхельт и его «плащ-парашют».
Испытание было назначено на 4 февраля. К ужасу окружающих, Райхельт объявил, что не будет тратить время на манекен, а прыгнет сам. Просьбы не рисковать он проигнорировал.
Прыжок оказался смертельным: «плащ-парашют» не сработал, и Франц Райхельт упал с 60 метров, разбившись насмерть.
6. Валериан Абаковский и аэровагон
Октябрьская революция 1917 года открыла дорогу многим смелым изобретателям, которые впоследствии стали знаменитыми конструкторами отечественной техники.
Шоферу тамбовской ЧК Валериану Абаковскому повезло меньше. В 1920 году он сконструировал аэровагон — моторную дрезину с авиационным пропеллером. Потребляя незначительное количество горючего, вагон развивал высокую скорость. Сам изобретатель полагал, что его аэровагон сумеет связать самые отдаленные города страны, на порядок сократив время в пути. Экспериментальная версия аэровагона развивала скорость до 140 километров в час. 24 июля 1921 года делегация участников Третьего конгресса Коминтерна отправилась на аэровагоне в Тулу на встречу с местными шахтерами.
Поездка до Тулы прошла успешно, а вот на обратной дороге в районе Серпухова аэровагон сошел с рельсов и улетел под откос.
Из 22 человек, находившихся в вагоне, погибли шестеро, включая видного революционера Федора Сергеева (товарища Артема) и самого Валериана Абаковского. Все погибшие были похоронены у Кремлевской стены.
А эксперименты с применением на железных дорогах двигателей с воздушными винтами авиационного типа продолжались в разных странах вплоть до 1970-х годов.
7. Генри Смолински и летающий автомобиль
Идея о летающих автомобилях, мягко говоря, не нова — подобные устройства писатели-фантасты описывали более столетия тому назад. В начале 1970-х годов американский инженер Генри Смолински решил реализовать данную идею на практике. Он основал компанию Advanced Vehicle Engineers, которая должна была стать первым в мире производителем летающих автомобилей.
Первая модель получила название «Мицар», в честь звезды из созвездия Большой Медведицы. Машина представляла собой гибрид самолета Cessna Skymaster с автомобилем Ford Pinto. Хвостовая часть модели могла достаточно просто отсоединяться, если в ней на какое-то время пропадала необходимость.
«Мицар» Генри Смолински.
К 1973 году были построены две экспериментальные модели «Мицара». Изобретатель заявлял, что уже в 1974 году начнется массовое производство летающих автомобилей, назвав даже их цену — 18 300 до 29 000 долларов.
Однако 11 сентября 1973 года Генри Смолински вместе с пилотом-испытателем и деловым партнером конструктора Гарольдом Блейком погиб во время очередного испытательного полета «Мицара». Расследование пришло к выводу, что причиной стали недостаточно надежные сварные соединения, приведшие к разрушению конструкции в воздухе.
4 октября 1957 года СССР вывел на орбиту Земли «Спутник-1»: первый искусственный спутник, получивший название «ПС-1». Запуск был с 5 научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР «Тюра-Там», впоследствии получившего название «космодром Байконур». Спустя пять с половиной минут после старта спутник отделился от носителя и подал свой голос. «Бип! Бип!» — так звучали его позывные. «В результате большой напряжённой работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли», — сообщило агентство ТАСС, в то время как «Спутник-1» совершал свой первый виток вокруг Земли. За три месяца, что длился его полёт, аппарат успел совершить 1440 витков, преодолев расстояние примерно 60 млн км. По окончании полёта он вошёл в плотные слои атмосферы и сгорел.
Запуск спутника дал возможность протестировать его технические способности и определить, как космическое пространство влияет на аппаратуру. Изучение радиосигнала и оптические наблюдения за орбитой позволили получить важные научные данные. Учёные смогли наконец изучить ионосферу: радиоволны, посланные с Земли, отражались от этой части атмосферы, исключая возможность её изучения. Наблюдая за темпом замедления аппарата при трении об атмосферу, геофизики смогли вычислить плотность верхних её слоёв.
Запуск спутника имел большое политическое значение: весь мир убедился, что техническая отсталость Советского Союза не больше, чем миф. Американцев это событие подтолкнуло к созданию НАСА и своего собственного спутника. Но главное, что 4 октября 1957 стало днём начала космической эры человечества. «Тот огонёк в небе сделал человечество бессмертным. Земля всё равно не могла бы оставаться нашим пристанищем вечно, потому что однажды её может ожидать смерть от холода или перегрева. Человечеству было предназначено стать бессмертным, и тот огонек в небе надо мной был первым бликом бессмертия», — делился своими впечатлениями о запуске «Спутника-1» американский писатель Рэй Брэдбери.
Смотрите в инфографике устройство первого спутника, его основные характеристики и факты о девяностодвухдневном полёте вокруг Земли.
Дата: Суббота, 07.10.2017, 10:39 | Сообщение # 129
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Большая нобелевская обида: почему обошли наших ученых.
Не нашего ума Нобель?
На дворе — нобелевская неделя. Во вторник комитет в Стокгольме присудил очередную главную научную премию в области физики трем американцам, которые возглавляли проект по поимке гравитационных волн LIGO. При этом все: и уважаемые господа из Нобелевского комитета, и сами лауреаты, и широкая общественность, которая интересуется наукой, все были в курсе, что троица — Райнер Вайсс, Барри Бариш и Кип Торн — получила лавры благодаря... России. Двое наших ученых в далеком 1962 году представили способ построения обсерватории, который в точности повторили триумфаторы. Их имена значатся во всех работах Вайсса, Бариша и Торна — советские и российские физики Владислав Пустовойт из Физического института им. Лебедева РАН и Михаил Герценштейн из НИИ ядерной физики МГУ.
Михаила Евгеньевича 10 лет назад не стало. Его коллега, академик РАН Пустовойт, слава богу, жив и здоров, ему 80 лет, он по-прежнему занимается научной деятельностью. В общем, все вело к тому, что у нас в России впервые за последние семь лет (после Константина Новоселова) снова появится свой нобелевский лауреат.
Однако не случилось. И причины здесь не столько научные, сколько политические.
Когда я спрашивала наших известных физиков, почему так получилось, некоторые пытались убеждать меня, что Пустовойт — идеолог, а за идеи «нобеля» не вручают — только за практическое их воплощение. То есть мы уже настолько смирились со второстепенной участью нашей страны, что сразу готовы оправдывать вопиющие факты несправедливого отношения к нашим исследователям?
Позвольте, а как же тогда в 2003 году дали Нобелевскую премию Виталию Гинзбургу за теорию сверхпроводимости? А как же быть с идеей квантовой электроники Николая Басова, за которую он получил «нобеля» в 64 м? Что же изменилось сейчас?
Как выяснилось, кандидатуру Пустовойта выдвинули в этом году на награждение в области физики два почетных и авторитетных в Нобелевском комитете академика РАН, один — из Питера, другой — из Москвы. «Мне позвонили, предупредили, что
считают мою кандидатуру достойной, — рассказывал мне сразу после объявления решения Нобелевского комитета Владислав Иванович. — То есть моя фамилия стояла в списке рядом с фамилиями Вайсса, Бариша и Торна, но их в итоге объявили победителями, а про меня — ни слова. Пусть это останется на совести членов Нобелевского комитета».
Больно и обидно за наших светочей науки. И о совести в приложении к НК можно говорить только в отношении немногих его членов. Потому что большинство его сегодня составляют американцы, и именно они всегда принимают решения в свою пользу.
Кстати, сами ученые, которые используют опыт россиян в своих работах, держатся как будто в стороне от этих решений и всегда вспоминают заслуги первопроходцев.
Помню, как во время нашего разговора с академиком Александром Сергеевым (избранным недавно президентом РАН) он вспомнил речь одного из американских профессоров на научной конференции, посвященной гравитационным волнам. Он сказал следующее: «Многие из нас считают, что наши работы мы проводим на основе идей советских ученых, придуманных в 70–80 е годы. Это не так... Сегодня я расскажу о результатах, основанных на их идеях 60 х годов». Это как раз про Пустовойта и Герценштейна! Но странным образом, когда речь заходит о наградах, все эти уважаемые профессора куда-то скромно исчезают. Взял бы тот же Кип Торн, который, кстати, дружен с Пустовойтом, и сказал: «Нет, ребята, так дело не пойдет. Уж если даете премию, то давайте всем виновникам торжества». Уверена, что русские в такой ситуации поступили бы точно так.
«Это уже совсем некрасиво получается, даже не знаю, как помягче сказать, — делился своим негодованием Пустовойт. — Вспомните того же Владилена Летохова, которого также «забыли» включить в список лауреатов в 2000 году за лазерное охлаждение атомов. Премия тогда была присуждена американским физикам, хотя идея и первые опыты были проведены у нас в ФИАНе и потом в Институте спектроскопии РАН». А как обошли вниманием работы Петра Уфимцева, сотрудника Института радиотехники и электроники, который создал покрытие, которое ничего не отражает, а только поглощает? Это потом привело к создании технологии стелс, используемой в самолетах-невидимках. Уфимцев и статью выпустил, и книжку написал, но его как будто не заметили. В 2011 году так же «не заметили» и вклада в развитие темы «плаща-невидимки», а точнее, создания метаматериалов профессора МФТИ Виктора Георгиевича Веселаго...
А может, проблема неуважения российских ученых со стороны иностранных комитетов кроется в нас самих?
Вы посмотрите, у истоков скольких больших достижений нашей цивилизации стояли наши ученые! Та же идея полупроводниковых гетероструктур Жореса Алферова, лазеры Басова–Крохина–Попова, идея фильтров на поверхностных волнах для электроники Пустовойта—Гуляева.... Таких примеров можно набрать очень много. Но беда, что все они реализуются на Западе. Либо наши чиновники, принимающие решения, ничего не смыслят в науке, либо преследуют совсем другие цели. «Года четыре назад у нас была возможность в России реализовать идею детектирования гравитационных волн, — вспоминает Пустовойт. — Итальянцы предлагали передать нам технологии по созданию уникальной лазерной обсерватории.
Но ничего не получилось: не нашлось денег. А этот интерферометр должен был быть у нас! В США такой запущен, в Европе их несколько, в Японии, Китае, Австралии, Индии уже создают. У нас же никто об этом даже не говорит, и это притом что наша страна географически расположена лучше для приема сигнала от гравитационных волн».
Вот отдавать деньги — и немалые — в чужие проекты у нас получается лучше. Строится сейчас в Голландии лазер на свободных электронах. Россия платит сотни миллионов евро за участие. На таких же условиях работаем в ЦЕРНе, на Большом адронном коллайдере. Наши ученые вносят свой вклад, порой очень существенный, но все равно остаются на второстепенных ролях — приехали, поработали, деньги отдали и уехали. А все сливки с проекта снимают хозяева. Видимо, и нобелевка для них не за горами.
МЕЖДУ ТЕМ
В среду, 4 октября, в Стокгольме назвали имена лауреатов Нобелевской премии по химии 2017 года. Премию получат Жак Дюбоше, Иоахим Франк и Ричард Хендерсон за метод криоэлектронной микроскопии, то есть инструмент, позволяющий рассмотреть атомную структуру молекулы, не убивая объекта. Наши-то, конечно, называли в числе самых достойных кандидатов Юрия Оганесяна из Объединенного института ядерных исследований в Дубне, дополнившего таблицу Менделеева новыми тяжелыми элементами. Его именем при жизни назван новый химический элемент — оганесон. Такой чести до Юрия Цолаковича удостаивался лишь один ученый — американский физик-ядерщик Гленн Сиборг.
Дата: Пятница, 24.11.2017, 14:31 | Сообщение # 131
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Российские изобретатели создали шлем, который станет глазами слепых.
Устройство сканирует пространство и прокладывает маршрут.
Шлем, который поможет инвалидам по зрению без труда ориентироваться в пространстве и общаться с иностранцами, разработали двое изобретателей-москвичей Ирина Вельчинская и Владимир Евдокимов.
Как рассказали создатели, сейчас у шлема нет аналогов в мире, а количество его функций больше, чем у всех остальных технологических средств для слепых, вместе взятых. Шлем представляет собой головной убор, по всей поверхности которого расположены датчики движения, в области надо лбом — камера, а сзади на затылке светящийся в темноте знак «Слепые пешеходы». Помимо этого в устройство вставлен микропроцессор с батареей, стабилизатор изображения с камеры, система связи со спутниками навигации, наушники и микрофон.
— Надев такой шлем, пользователь сможет спокойно передвигаться в любом заданном направлении, — объясняет Евдокимов. — Для этого ему будет достаточно произнести в микрофон, куда он хочет пойти. Микрокомпьютер сам выстроит маршрут и проведет человека по нему. Притом мозг не будет перегружен подробностями. То есть если на пути у слепого окажется столб или стул, то голос в наушниках просто скажет ему повернуть налево или направо, не вдаваясь в подробности. Также если мимо пользователя будет ехать велосипедист, то программа сама просчитает, возможно ли столкновение, и если нет, то не станет предупреждать о нем. Еще одна «фишка» шлема — это мгновенный перевод на родной язык. Если со слепым начнет говорить, например, китаец, то программа поймет это и «автоматом» передаст трансформированную речь в наушники.
Дата: Пятница, 24.11.2017, 14:32 | Сообщение # 132
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Русский мастер гравировки создал уникальную монету Золотой жук.
Талантливый мастер гравировки по металлу Роман Бутин из Екатеринбурга смастерил монету "Золотой жук". В чем уникальность того самого жука? Посредством специального механизма у него движутся крылья, под которыми скрывается 22-каратное золотое тело. В настоящее время монета выставлена на аукцион, ее стоимость пока что оценивается в $3,100.
Роман Бутин - современный мастер, работающий в технике hobo nickel. Hobo nickel - это модификация монет, их художественная кастомизация. В результате, простые монеты мелких номиналов превращаются в произведения искусства. Термин появился еще в 18 веке как форма искусства резьбы по монетам.
На создание "Золотого жука" Бутина вдохновило одноименное произведение Эдгара Аллана По. По словам мастера, монета является "символом охоты за сокровищами", что перекликается с темой новеллы. "Жук" сделан из двух Моргановских долларовых монет 1921 года и 5-долларовой золотой монеты 2015 года "Золотой жук" - 50-я монета Романа Бутина
Жук обрамлен сложными цветочными орнаментами, ленточками и черепами, и надписью на латинском, которая переводится примерно так: “Самое дорогое - это то, что искали дольше и усерднее всего".
В настоящее время монета выставлена на интернет-аукционе Ebay, ее стоимость оценивается в более 3 тысяч долларов
С помощью специального механизма у жука движутся крылья, под которыми скрывается 22-каратное золотое тело
Дата: Понедельник, 18.12.2017, 10:55 | Сообщение # 133
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Почему самолёты летают, а крыльями не машут.
Полёт самолётов обеспечивается действием подъёмной силы крыла, вызванной разницей между давлением воздуха под крылом и над крылом. Эта разница возникает благодаря особой форме крыла, многочисленные расчёты и эксперименты с которой осуществили братья Райт перед своим знаменитым полётом.
Подъёмная сила крыла
Аэростаты и дирижабли поднимаются и держатся в воздухе благодаря силе Архимеда: на любой предмет, находящийся в атмосфере, действует подъёмная сила, равная весу воздуха, вытесненного этим предметом. Если баллон аэростата заполнен газом легче воздуха, то сила Архимеда будет выталкивать его вверх — так же как предмет, который легче воды, выталкивается на её поверхность. Однако для аппаратов тяжелее воздуха этот способ не подходит — самолётам требовался иной принцип создания подъёмной силы.
Основой теории крылатого полёта стал закон Бернулли, согласно которому при увеличении скорости воздушного потока статическое давление воздуха снижается. Следовательно, если скорость воздуха над крылом будет выше скорости воздуха под крылом, то давление воздуха на крыло сверху будет меньше давления воздуха, действующего на крыло снизу — а значит, возникнет подъёмная сила, толкающая крыло вверх. Для этого нужна особая форма крыла, более выпуклая сверху — таким образом воздуху, обтекающему крыло сверху, приходится пройти большее расстояние, чем нижнему воздушному потоку, т. е. скорость потока над крылом становится больше, что и требуется для создания подъёмной силы крыла.
Информацию смотрите в инфографике по ссылке (увеличьте изображение при помощи виртуальной лупы).
Однако применение этого теоретического принципа на практике зависит от множества условий: плотности воздуха и скорости набегания воздушного потока, геометрии крыла и угла атаки крыла, значения числа Рейнольдса и других факторов. Определение коэффициентов подъёмной силы для разных типов крыла и управление самолётом за счёт её изменения стали вкладом братьев Райт в науку о полёте самолётов.
Изобретения братьев Райт
17 декабря 1903 года братья Райт совершили первый задокументированный полёт самолёта. Полёт братьев Райт стал результатом не только многочисленных экспериментов, но и тщательных предварительных расчётов, касающихся подъёмной силы крыла и управления летательных аппаратов с её помощью. Ключевым достижением братьев Райт стала управляемость полёта.
Их предшественники рассматривали воздушный полёт как плоскостной, аналогичный движению автомобиля или корабля по земной поверхности — только над поверхностью земли. Крен или вращение самолёта не рассматривались или считались нежелательными, которыми пилот управлять не может. В то же время братья Райт видели в этом способ абсолютного контроля над летательным аппаратом. Основываясь на своих наблюдениях, Уилбер Райт обнаружил, что птицы поворачивают влево или вправо, изменяя угол окончаний своих крыльев. Подобный способ позволил бы самолёту создавать крен в сторону поворота — как это делают птицы или мотоциклисты на повороте, а также восстановить равновесие при наклоне самолёта порывом бокового ветра (что стало причиной гибели многих первых авиаторов). В стремлении повторить этот эффект братья Райт изобрели метод перекоса крыла: перекос крыльев или их искривление увеличивает подъёмную силу на одном конце крыла, которое поднимается, начиная поворот в направлении более низкого конца. Сочетание этого метода (в т. ч. с помощью элеронов) с традиционными рулями высоты обеспечило полный контроль над летательным аппаратом и стало, по сути, началом истории современных самолётов.
В ходе экспериментов братья Райт столкнулись с тем, что существовавшие на тот момент формулы расчёта подъёмной силы крыла оказались весьма неточными. Для расчётов требовались значения коэффициента подъёмной силы, который зависит от формы крыла. Для их определения братья Райт создали аэродинамическую трубу, в которой испытали около 200 миниатюрных моделей разных крыльев. Внутри трубы находились изобретённые ими «весы» для крыльев. Это устройство позволило сделать расчёт коэффициентов подъёмной силы для каждого типа крыла.
Дата: Понедельник, 18.12.2017, 10:58 | Сообщение # 134
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Как изменились летательные аппараты за 230 лет.
Человечество с давних времён стремилось реализовать мечту о полёте. В VI веке в Китае был задокументирован полёт человека с использованием воздушного змея, в IX веке в Кордовском халифате был совершён первый управляемый полёт на дельтаплане, а в Европе в XV веке проекты летательных аппаратов разрабатывал Леонардо да Винчи — но ни один из них не был реализован на практике. Активно покорять воздух человечество начало в конце XVIII века, когда в Европе появились первые аэростаты — воздушные шары.
Легче воздуха
Первый свободный полёт воздушного шара, Розье и маркиз д’Арланд 21 ноября 1783. Фото: Commons.wikimedia.org В 1783 г. Жан-Франсуа Пилатр де Розьеи маркиз д'Арланд впервые пролетели 8 км на воздушном шаре разработки братьев Монгольфье, наполненном горячим воздухом. После этого неуправляемые аэростаты, т. е. воздушные шары, которые перемещаются по воле ветра, не только стали популярным развлечением в Европе, но и успешно использовались в военных целях во время Гражданской войны в США и Франко-прусской войны в Европе. В XIX веке учёные сосредоточились на создании управляемого воздушного шара (дирижабля) — и в 1852 г. француз Жиффар совершил первый полёт на дирижабле, оснащённом паровым двигателем. С появлением двигателя внутреннего сгорания дирижабли начали активно использоваться как для транспортного сообщения, так и в военных целях.
Информацию смотрите в инфографике по ссылке (увеличьте изображение при помощи виртуальной лупы).
Вершиной развития дирижаблей стали «цеппелины» — сигарообразные воздушные корабли с жёстким корпусом, внутри которого находились баллоны с водородом, обеспечивающим подъёмную силу. Благодаря им Германия вступила в Первую мировую войну с самым мощным воздухоплавательным флотом: цеппелины могли преодолеть расстояние в 2–4 тыс. км со скоростью до 90 км/ч и обрушить на врага тонны бомб. Период между двумя мировыми войнами стал «золотым веком» дирижаблей: гиганты, зачастую оборудованные роскошными каютами, ресторанами и прогулочными палубами, могли совершать трансконтинентальные перелёты и нести тонны грузов. Однако они обладали меньшей скоростью и низкой боевой эффективностью по сравнению с быстро развивающимися самолётами, что и привело к закату эры дирижаблей накануне Второй мировой войны. Ещё одной проблемой того времени было использование взрывоопасного водорода, что привело к ряду катастроф, включая катастрофу одного из крупнейших пассажирских дирижаблей «Гинденбург» в 1937 году. Современные аэростаты используют для создания подъёмной силы более безопасный гелий и применяются, в первую очередь, в развлекательных и научных целях.
Самолёты и вертолёты
Основу строительства самолётов — аппаратов тяжелее воздуха, чья подъёмная сила создаётся за счёт набегающего на крыло потока воздуха — создали
эксперименты с планерами на рубеже XIX–XX веков. Многие изобретатели того времени применяли различные конструктивные решения, чтобы достичь управляемого полёта, но общепризнанный успех пришёл к братьям Райт. Американцы Орвилл и Уилбер Райтсумели разрешить целый комплекс проблем, связанных с конструкцией планера, двигателя и механизмов управления самолётом, и 17 декабря 1903 г. в Северной Каролине совершили первый задокументированный полёт самолёта. Приблизительно в это же время, в 1907 году, в воздух поднялся и первый пилотируемый вертолёт, сконструированный Полем Корню.
Практически сразу самолёты начали оцениваться с точки зрения военного применения, а начавшаяся вскоре Первая мировая война дала мощный толчок развитию военной авиации. В конце 1914 г. Ролан Гарро совместил пулемёт с главной осью самолёта, что позволило эффективно вести огонь во время полёта, и вскоре над Европой развернулись первые воздушные бои. В 20–30 годы всё активнее применяется алюминий вместо дерева как основной материал корпуса, развиваются пилотажно-навигационные приборы, а также стремительно развиваются самолётные двигатели — вплоть до появления первых реактивных двигателей в 1930-ых годах. Вторая мировая война потребовала не только усовершенствования конструкций самолётов, но и методов их производства — к концу войны их производили десятками тысяч в год. Эта производственная база стала основой стремительного развития коммерческой авиации в послевоенный период.
Эра реактивной авиации
Первыми серийными коммерческим реактивным самолётами стали американский Avro C102 Jetliner (1949 г.) и британский De Havilland Comet (1951 г.), причём «Кометы» начали использоваться на коммерческих рейсах британской авиакомпании BOAC уже в 1952 г.
В 1956 году советский «Аэрофлот» стал первой авиакомпанией в мире, осуществлявшей регулярные перевозки на реактивных самолётах Ту-104. А с появлением Boeing 707 и Boeing 747 коммерческие перевозки стали по-настоящему массовыми. В 1975 году «Аэрофлот» начал выполнять рейсы на Ту-144, первом сверхзвуковом пассажирском самолёте, а в 1976 году British Airways начали трансатлантические рейсы на сверхзвуковом самолёте «Конкорд». Впрочем, век сверхзвуковой пассажирской авиации оказался недолог и прекратился к началу XXI века. Широкое применение реактивные сверхзвуковые самолёты нашли в военной сфере — от истребителей до бомбардировщиков дальнего действия.
Ракеты и ракетопланы
Первые ракеты появились в III веке в Китае вместе с изобретением пороха. Первоначально они использовались для фейерверков и развлечений, но вскоре начали применяться и в военном деле. В Европу ракеты попали благодаря походам монголов в XIII веке. В XIX веке активно применялась ракетная артиллерия, пока ей на смену не пришли более точные нарезные артиллерийские орудия. Однако эпохой ракетостроения стал XX век, когда ракеты стали рассматриваться как средство межпланетных полётов и началось научное изучение принципов реактивного движения. Пионером теории реактивного движения стал Константин Циолковский, спроектировавший ракету для межпланетных сообщении в 1903 г. Аналогичные исследования проводили в 1920-е годы немецкий учёный Герман Оберт и американский учёный Роберт Годдард. Работы Циолковского, Оберта и Годдарда стали основой для развития ракетной техники в СССР, Германии и США. В СССР был создан Реактивный институт, который в 1933 году создал принципиально новое оружие — реактивные снаряды, применявшиеся во время войны в легендарной «Катюше», и первые зенитные ракеты «ГИРД». В Германии разработку ракет вело Немецкое общество межпланетных сообщений, где работал и Вернер фон Браун, создавший в 1934 году опытную ракету А-2, а в 1942 году баллистическую ракету А-4. В 1944 году эта баллистическая ракета начала применяться под военным наименованием «Фау-2». Её военное применение подтолкнуло СССР и США к активной разработке баллистических ракет в послевоенный период, во время «холодной войны». В 1957 г. в СССР под руководством Сергея Королёва была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета «Р-7», способная нести ядерный заряд, и в том же году она была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли — так началась эпоха космических полётов с использованием ракет. В США в 1950–1960-е годы были созданы экспериментальные ракетопланы, в том числе первый в мире суборбитальный пилотируемый космоплан North American X-15, который в 1967 году установил рекорд скорости самолёта в XX веке — 7297 км/ч. Ракетопланы стали основой для создания «космических челноков» — многоразовых космических кораблей «Спейс Шатлл» (США, 1981 г.) и «Буран» (СССР, 1988 г.).
В начале июля японская компания Nintendo представила игру для мобильных телефонов Pokemon GO, которая работает на основе технологии дополненной реальности. Это приложение для IOS и Android стало главным хитом месяца среди бесплатных развлекательных софтов.
Дополненная реальность (от англ. augmented reality, «расширенная реальность») — это соединение реального и виртуального мира. Так, с помощью данной технологии на реальность (например, обычную карту местности на смартфоне), «накладывается» виртуальная, дополнительная информация. Это может быть что угодно: начиная от всплывающего окна с текстом о данном объекте на карте и заканчивая монстром-покемоном (как в игре Pokemon GO).
Выйти в виртуальный мир можно при помощи специального программного обеспечения (приложений) и гаджетов, таких как:
o очки дополненной реальности («умные очки»). Сегодня наиболее известны среди них Google Glass, Wrap 1200AR, Vuzix Smart Glasses M100, Hololens от Microsoft;
o планшеты; o смартфоны.
Как работает технология дополненной реальности?
Приложения дополненной реальности работают следующим образом:
o Используется специальная метка o Метка читается мобильным устройством или компьютером o На экране воспроизводится слой дополнительной информации.
Для того, чтобы использовать проекты с дополненной реальностью, необходимо навести камеру мобильного устройства на объект, и на экране появятся текстовые комментарии, фото, видео или вся информация в комплексе.
Где используется технология дополненной реальности?
Маркетинг и рекламный бизнес
Данной функцией снабжаются витрины, примерочные, интерактивные киоски, промо-стенды. Так, потребитель имеет возможность «считать» дополненную информацию о продукте.
Медицина
Применяется в медицине и при обучении студентов медицинских университетов. Например, немецкое мобильное AR-приложение для IPad позволяет хирургам во время операции видеть все, что происходит в теле пациента. Обучающая сенсорная программа Palpsim демонстрирует студенту-медику виртуального пациента, он даже может «пальпировать» его при помощи системы сенсорной связи на базе гидравлического механизма, «чувствовать» пульс пациента, когда «вводит» настоящую иглу в вену.
Архитектура и строительство
Визуализация в архитектуре и строительстве позволяет на этапе проектирования увидеть конечный результат, благодаря чему снижаются риски в производственном процессе.