Кадр из клипа «Монархия роз» группы «Ред хот чилли пепперз». В руках гитариста Джоша Клингхофера — «Урал».
Когда говорят о советских электрогитарах, то всегда вспоминают «Урал». Между тем модельный ряд электрогитар, производившихся в СССР, включал в себя более сорока наименований! Почему же символом эпохи стал именно свердловский инструмент? Потому, что он был самым массовым: его произвели больше 200 тысяч. А самым массовым он стал потому, что был лучшим… А почему же ещё?
Свердловская фирма «Урал» и по названию, и по основному назначению была фабрикой КЛАВИШНЫХ инструментов. Гитары здесь начали делать только в 1969 году. Сначала это были реплики ленинградской гитары «Ритм-Соло», которая у нас получила название «Тоника». Когда свердловчане, что называется, набили на ней руку, перед ними была поставлена задача наладить выпуск собственной модели. Как следует из хранящейся в Государственном архиве Свердловской области справки «Выполнение социалистических обязательств», предприятие должно было «освоить новый вид электрогитары «соло» «Урал» к 30-летию Победы над Германией и в честь XXV съезда КПСС». То есть — к маю 1975 года.
«Разберите. И разберитесь»
Поскольку опыта проектирования гитар ни у кого из работающих на фабрике «Урал» не было, решено было сделать то, что теперь называется «обратный инжиниринг» — то есть скопировать какой-то зарубежный образец.
Закупку поручили осуществить Свердловской железной дороге — одной из самых богатых структур области, которая была в состоянии осуществить валютные траты. СвЖД тогда (как, впрочем, и сейчас) курировала техникум железнодорожного транспорта — вот как бы для ансамбля этого учебного заведения и были закуплены электрогитары японской фирмы «Ямаха» (серия SG). Но в техникум инструменты тогда, разумеется, не попали. Их привезли на фабрику, дали конструкторам и сказали: «Разберите, разберитесь и сделайте похожее». Ну наши и сделали…
Участники гитарных интернет-форумов считают, что по красоте, эргономике и удобству игры «Урал» вчистую обыгрывает свою японскую «маму»
Никого из людей, участвовавших в запуске «Урала», «ОГ» найти не смогла — по полученной нами информации, их уже нет в живых. Но удалось установить имя главного создателя: по воспоминаниям Олега Холуева (мастера экспериментального участка внедрения новой продукции с 1980 по 1981 год ), которые мы нашли на сайте Общества коллекционеров советских электрогитар , чертежи для первого, сигнального, образца разрабатывал начальник конструкторского бюро Иван Козленко.
В общем, задача была выполнена. И точно в срок — в 1975 году фабрика выпустила первые 240 гитар.
В отсутствие технологий
Несмотря на принцип «обратного инжиниринга», «Урал» не стал копией «Ямахи» — даже визуально. Чтобы не было явного плагиата, наши конструкторы корпус «отзеркалили» по горизонтали (у японской гитары «рог» внизу, а у нашей — сверху). Это, кстати, пошло «Уралу» в плюс: он намного красивее своей «мамы». Да и эргономика явно улучшилась.
Комментарий
Юрий Мишков, гитарист екатеринбургских групп «Апрельский марш», «Banga Jazz» и «Stambulchik brothers»:
— Я играл на «Урале». Это хороший инструмент начального уровня.
Говорят, что самым большим недостатком этой гитары являются струны. Если их поменять, то она звучит гораздо лучше… Струны вообще не являются частью гитары. Их надо ставить на свой вкус — под свои пальцы и привычки. Это общее правило: купил гитару —
смени заводские струны на те, которые тебе нравятся. Так что ругать гитару «Урал» за струны — это последнее дело.
Я не горю желанием что-то в «Урале» критиковать. Да, наверное, это было плохое дерево. Колки слабые… Но это было не важно тогда. Эта гитара дала нам возможность поучиться в детстве и юности. За это ей спасибо. И я преисполнен благодарности к тем, кто всё это дело продвинул.
Хуже получилось с «начинкой»: как рассказал «ОГ» мастер экспериментального участка Эдуард Соколов, который работал на фирме с середины 80-х по 1991 год, у нашего предприятия в 70-х просто не было таких материалов и технологий, как у «Ямахи».
— Первая проблема заключалась в несовершенстве наших станков: изначально они предназначались для обработки деталей танков, а на них делали гитары. Это были фрезерные станки, которые весят несколько тонн, с мощнейшими моторами. А на Западе те же операции уже давно выполняют фрезерные машинки, которые весят несколько сот граммов, — объяснил Эдуард Соколов.
Кроме того, по словам мастера, для производства инструмента применялось неподходящее дерево — на шейку грифа вместо хорошего клёна, дефицита которого в СССР, вроде бы, не наблюдалось, почему-то ставили бук (он гнётся, чего с грифом быть не должно), а для деки использовали ель (при этом в паспорте гитары было написано: «использована высококачественная древесина лиственных пород» ). Для сравнения: у знаменитых американских электрогитар «Фендер» корпус сделан из ясеня или ольхи.
— Но основная проблема была даже не в дереве, а в электронике: она была очень примитивная, — говорит Эдуард Соколов.
Здесь надо заметить, что электронику производила сторонняя организация — военный завод, находившийся в закрытом городе Снежинске (Челябинская область). Звукосниматели и темброблоки приходили оттуда в готовом виде. Как-то повлиять на улучшение их параметров свердловчане не могли.
Не уральскими были и струны — они поставлялись ленинградским объединением «Светлана». Большая часть претензий к звучанию «Урала» — это претензии именно к струнам. Они были реально плохи.
— Струны были с плоской обмоткой и звук давали такой же плоский, однозначный какой-то, — рассказал «ОГ» лидер екатеринбургской группы «Смысловые галлюцинации» Сергей Бобунец. — Поэтому я как-то решил заняться доморощенным апгрейдом: снял обмотку у струн, а под обмоткой оказались рояльные струны, которые вообще не приспособлены для игры руками!
Те же, кто менял ленинградские струны на более качественные, получали звук, который Александр Пантыкин (сам поигравший на «Уралах») назвал в разговоре с «ОГ» «чистым, прозрачным и неповторимым по тембру». Дедушке уральского рока вторит сайт ru-guitar.livejournal.com : «Урал» обладает собственным — и достаточно интересным — звучанием».
Их было две
Под словами «гитара «Урал» обычно понимают шестиструнную соло/ритм-гитару, которая выпускалась в двух версиях — 650 и 650а. Но кроме них, в Свердловске делали и четырёхструнный бас (тоже в двух модификациях — 510г и 510л). Первый из них был очень несбалансированным (один из авторов статьи сам в юности поиграл на таком инструменте): гриф гитары сильно перевешивал, и басистам приходилось левой рукой не только играть, но и удерживать гриф в нужном положении. Рука очень уставала... В модели 510л этот недостаток исправили.
Миф о тяжести «Урала»
МИФ. «Музыка, играемая на «Урале», автоматически становится тяжёлым роком, потому что гитара невероятно тяжёлая».
НА САМОМ ДЕЛЕ . «Урал» весит всего 3,5 кг. Для сравнения: вес легендарного «Фендера стратокастера», сделанного из ольхи, — 3,7 кг. А не менее легендарный «Гибсон Лес Пол Кастом» весит аж 5 кг!
Вне конкуренции
Получить по-настоящему крутой инструмент на уровне мировых стандартов свердловчанам не удалось. Профессиональные музыканты, игравшие в ресторанах и многочисленных советских ВИА, предпочитали «Уралам» выходцев из социалистических стран (чехословацкие «Йоланы», гэдээровские «Музимы»), а группы, показываемые по телевидению, уже тогда обзаводились лучшими западными инструментами — «Гибсонами» да «Фендерами»…
В популярной пародийной интернет-энциклопедии «Луркоморье» есть статья об «Урале», где в качестве доказательства «убожества» свердловской гитары приводится такой пассаж: (лучший, по мнению многих критиков, рок-гитарист России, участник групп «Чёрный кофе» и «Ария») «Сергей Маврин не играет на гитаре «Урал» только потому, что услышав ТАКОГО гитариста с ТАКОЙ гитарой, все музыканты мира повесятся». Самое смешное в этой фразе то, что Сергей Маврин на гитаре «Урал» играет! Более того: для рекламы возможностей российского усилителя «R&R (SOLO)» Маврин использовал отнюдь не «Гибсон» или «Фендер» (которые у него, конечно же, есть), а именно «Урал»! Фото: stukalin.ru
Однако «Урал» оказался настоящей находкой для различных музыкальных кружков при школах и Домах культуры, а их по стране были тысячи. Не будучи абсолютно лучшей советской гитарой в каком-то одном компоненте, по совокупности признаков «свердловчанка» оказалась вне конкуренции. «Уралы» пользовалась настолько большим спросом, что уже во второй половине 70-х годов производство гитары было налажено ещё в трёх городах СССР — Ростове-на-Дону, североосетинском Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и белорусском Борисове. За двадцать с небольшим лет на четырёх фабриках было выпущено — и продано! — более 200 тысяч «Уралов» (примерно столько же реализовали за тот же период лучшие гитарные бренды Запада)! И это при том, что стоила гитара довольно дорого — 185 рублей, то есть на 30 процентов больше средней месячной зарплаты советских граждан.
Последние аккорды
Крах Советского Союза стал крахом и для гитары «Урал». В ноябре 1992 года фабрика стала собственностью коллектива и была преобразована в ТОО «Фирма музыкальных инструментов «Этюд-Урал». Коллектив решил сделать ставку не на музыкальные инструменты, а на производство мебели. Гитары по инерции ещё некоторое время выпускались, но в гораздо более скромных масштабах, а в 1998 году их производство было прекращено. Впрочем, фабрику переориентация не спасла: в 2007 году фирма «Урал-Этюд» прекратила своё существование.
* * *
…В этом году гитаре «Урал» исполняется 40 лет. Это давно уже не самая массовая электрогитара страны. Да и вообще не массовая… Интерес к ней сохранился у очень небольшого количества людей, в основном у коллекционеров. Хотя есть и удивительные исключения.
Именно в последние годы «Урал» добился того, о чём в советское время не мог даже мечтать: он пробился не то что на всероссийскую — на мировую сцену! На «Урале», например, играет басист джаз-квартета «Култрейн», который аккомпанирует аргентинской певице Карен Соуза. А гитарист знаменитой американской группы «Ред хот чилли пепперз» Джош Клингхофер три года назад даже снялся с «Уралом» в клипе «Монархия роз» («Monarchy of Roses»). Так что, как написал некто Дмитрий Морозов в комментарии к ролику какого-то заокеанского энтузиаста, который потрясающе красиво играет на «Урале»: «Проходят годы, и понимаешь, что НАШИ тоже умели делать ВЕЩИ!!!»
Пылесос «Урал». Он же пуфик, фен и пульверизатор. За 30 лет (1973–2003) было выпущено более 4 миллионов 700 тысяч «Уралов». Фото: pikabu.ru
Пылесос «Урал», выпускавшийся свердловским заводом «Уралэлектротяжмаш» (УЭТМ), был заветной мечтой каждой советской семьи. Секрет ажиотажного спроса крылся в многофункциональности «Урала»: покупая его, люди приобретали не просто надёжный аппарат для уборки, но ещё и автоматический пульверизатор для покраски и побелки всевозможных поверхностей, фен для волос, помощника в перебирании ягод и… удобный пуфик.
За свою более чем 80-летнюю историю Уралэлектротяжмаш выпускал больше ста видов продукции: от сковородок до оборудования для подлодок. Однако на территории предприятия увековечено всего два заводских изделия. Недалеко от входа находится монумент легендарной «Катюше» (в годы Великой Отечественной войны УЭТМ поставил на фронт 1 711 этих реактивных миномётов). А рядом с ныне законсервированным девятым цехом установлена мраморная плита с гравировкой: «Здесь покоится последний из пылесосов «Урал»…
19 июля 2003 года последний «Урал», сошедший с конвейера, захоронили на территории УЭТМ. На «могилку» установили мраморную плиту с надписью: «Здесь покоится последний из пылесосов «Урал». Память о тебе вечна в наших сердцах». Фото: Олег Антоненко
«Перевод» с японского
Начать выпуск бытовой техники УЭТМ, как и многим другим уральским предприятиям, пришлось вскоре после окончания Великой Отечественной: военная продукция стала нужна в гораздо меньших объёмах, а вот так называемых товаров народного потребления стране остро не хватало.
— В начале 50-х годов пришло распоряжение создать цех по производству бытовой техники. Мы там сначала собирали утюги, потом стали выпускать небезызвестные стиральные машины СМР-15. В народе их прозвали «срам-15», потому что их корпус делался из лёгкого алюминия, и они сильно скакали во время стирки, что очень раздражало хозяек, — вспоминает ведущий инженер-технолог УЭТМ Василий Сулаев. — А в самом начале 70-х годов тогдашний директор завода Юрий Казанцев привёз из Японии пылесос, больше напоминавший табуретку или пуфик. Такая форма была идеальным вариантом для наших тесных хрущёвок: считайте, два предмета в одном — экономия места. В итоге японский агрегат и стал прототипом «Урала».
Япония к тому моменту была уже технологически продвинутой страной, вся бытовая техника там выпускалась на автоматизированных производствах. На УЭТМ же тогда не было даже нужного оборудования для выпуска пылесосов, не говоря уже об опыте их создания.
— Пару лет инженеры и конструкторы нашего завода потратили на исследования: разобрали «японца», изучили каждый винтик, нашли альтернативу тем запчастям, которых у нас не было, подобрали оптимальный вариант конструкции… На выходе получился пылесос, который лишь внешне напоминал привезённый, — говорит Сулаев. — У «японца», например, двигатель был установлен снизу, а заборный шланг крепился сверху. Это делало его крайне неустойчивым: если потянуть за шланг, особенно в наших квартирах с их кривыми полами — он тут же падал. В «Урале» мы поменяли двигатель и заборный клапан местами. Таким образом, пылесос можно было возить за собой, как машинку на верёвочке.
Массовый выпуск «Уралов» начался в 1973 году.
Один минус — шумит сильно
Большой вес «Урала» — 8 кг — определился массой двигателей, которые в него устанавливались. В то время всего два предприятия выпускали подходящие для свердловского пылесоса моторы: Карпинский машиностроительный завод и «МиассЭлектроАппарат» в городе Миассе. В производстве «Уралов» использовались и те, и другие.
— Система контроля качества тогда была очень жёсткой. Не зря же у «Уралов» была 10-летняя гарантия, — объясняет ведущий технолог УЭТМ. — Некачественные двигатели мы без всяких разговоров возвращали производителю, поэтому и сотрудничали сразу с двумя заводами. Если, например, у нас были претензии к карпинцам, то начинали теснее работать с Миассом. Если не устраивали миасские моторы, то… В общем, создавали
для них конкурентную среду, которая исключительно благоприятно сказывалась на качестве двигателей.
По качеству установленных в «Урал» моторов действительно нареканий тогда не было (как нет и сейчас — у многих пылесосы работают до сих пор). Однако один минус у двигателей всё-таки был, и исправить его не удалось — они жутко шумели. Чтобы хоть как-то погасить их громкость, их окружали прокладками из поролона или войлока. Но это спасало лишь отчасти — работающий «Урал» выдавал 65–70 децибел.
Но на такую мелочь мало кто обращал внимания. «Уралы» пользовались гигантским спросом во всём СССР. В 70–80-е годы УЭТМ посредством бартера с другими предприятиями выменивал на свои пылесосы необходимые заводу материалы и оборудование, получал за них путёвки и продукты питания для рабочих. Не просто же так заводчане называли «Уралы» «наша валюта» (подобное, кстати, происходило и на Уралмашзаводе, который производил стиральные машины «Малютка», — см. «ОГ» за 12 сентября с.г. ).
— В открытую продажу поступало всего 50 процентов выпущенных пылесосов, а остальными завод распоряжался самостоятельно, — вспоминает Сулаев. — На территорию предприятия тогда часто пытались проникнуть воры. Официально «Урал» можно было приобрести за 35 рублей, но в магазинах его найти было трудно — он сразу сметался с полок. Краденый продавали на свердловском рынке за 75 рублей, а в деревнях люди были готовы отдать за «Урал» аж по сотенной. Средняя зарплата тогда, напомню, была примерно 120 рублей. И волосы посушить, и ягоду перебрать
Главной фишкой «Урала» была его многофункциональность. Помимо привычного для всех пылесосов всасывающего клапана на его борту имелся выдувной клапан, которому советский человек нашёл куда больше применений, нежели разработчики.
— Когда мы конструировали «Урал», то подумали: зачем выходящему с мощной силой из пылесоса воздуху пропадать зазря? — говорит Василий Сулаев. — Сделали выдувной клапан по размеру шланга, добавили в комплектацию специальную насадку, которая надевалась на любую банку с краской или белилами и превращала пылесос в автоматический пульверизатор.
Самое смешное, что кто-то покупал пылесос через десятые руки, и «Урал» доставался новому владельцу без специальной насадки для покраски. Поэтому многие люди, в чьём хозяйстве имелся или имеется «Урал», до сих пор не знают истинного предназначения дополнительного клапана… Однако и у этих людей без дела он никогда не простаивал. Кто-то использовал его как фен для сушки волос, одежды или покрашенных поверхностей. Другие с помощью этого клапана перебирали ягоды. Для этого в тазик насыпали всё собранное — вместе со всеми веточками и листочками, которые попались во время сбора, и включали пылесос. Так как ягода тяжелее стебельков и листьев, то она оставалась в ёмкости, а «шелуха» выдувалась мощным потоком воздуха.
— Также на «Урале» можно было отдохнуть, как на обычном пуфике, — добавляет Сулаев. — Чехлы для него шили не абы из чего, а из качественного дермантина. Продержались на рынке 30 лет
В июле 2003 года в связи с экономической неэффективностью производство пылесосов «Урал» было прекращено. Всего за 30 лет было выпущено более 4 миллионов 700 тысяч «Уралов».
— В 2000-х рынок заполонили импортные пылесосы, — объясняет Сулаев. — Они были тише нашего, дизайн у них был поприятнее. Мы не выдержали конкуренции. Вместо запчасти — новый пылесос
Несмотря на то, что «Уралы» не производятся уже 12 лет, на УЭТМ регулярно приходят письма от владельцев этих пылесосов, в которых люди просят выслать им запчасти. Последнее такое письмо пришло в августе этого года. Л.В. Кручинина из города Мытищи Московской области попросила два замка и фильтр для её пылесоса «Урал 1М» 1994 года выпуска. Но, по словам заводчан, для «Уралов» уже ничего не производится, поэтому помочь они в данном случае не смогли. Хотя — если есть хоть малейшая возможность — сотрудники завода стараются.
— Звонит мне как-то один дедушка и говорит: мол, у моей старухи день рождения, и она захотела отремонтировать её любимый пылесос «Урал», — рассказывает директор музея УЭТМ Наталья Рукавичникова. — Дед попросил у меня прокладку для пылесоса. Я ему отвечаю, что их у нас нет. А он — чуть не в слёзы: «Помогите, а не то бабка из дома выгонит». Ну, думаю, раз такая ситуация, нужно что-то придумать. Узнала, что у него третья модель «Урала». Пошла в музейные закрома, нашла точно такой же пылесос и предложила деду поменяться. Поговорила с руководством завода, они возражать не стали. В общем, привёз он мне свой отработавший «Урал» с 26-летней(!) историей, а я ему передала ни разу не использованный — ещё даже в упаковке. Он такой счастливый уехал.
Дата: Понедельник, 04.01.2016, 11:45 | Сообщение # 33
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Легендарные свердловские бренды: конфеты «Рыжик»
В Свердловской области производили и великолепные продукты питания, и высококачественный ширпотреб. Вспомнить о них и поверить в себя, в то, что мы многое можем делать сами - цель этой серии публикаций.
В конце восьмидесятых годов прошлого века, отправляясь в другой город, свердловчане часто брали в качестве подарка конфеты местного производства. И самыми желанными среди них были конфеты «Рыжик» — мягкий грильяж с необычным сочетанием шоколада и… моркови.
В советские времена Свердловская область была одним из крупнейших кондитерских центров страны: регион производил до 70 тысяч тонн кондитерских изделий в год. Уральцы были в числе тех, кто диктовал в стране шоколадную моду.
Свердловское объединение кондитерской промышленности включало в себя четыре предприятия: два — в области (в Каменске-Уральском и Нижнем Тагиле) и два — в региональной столице. На одном из них — Свердловской кондитерской фабрике — и был создан «Рыжик».
— Когда я пришёл на фабрику в 1984 году, там уже был профессиональный, слаженный коллектив, — вспоминает бывший директор Свердловской кондитерской фабрики, а затем и ОАО «Фирма «Конфи» Виталий Порядин. — Производство славилось качеством своей продукции.
В то время в Свердловске производили только натуральный шоколад. Вездесущее ныне пальмовое масло использовали лишь при выпуске сладкой плитки «Пальма», которую и шоколадом-то не называли, потому что в ней не было ни грамма какао-масла.
Свердловская фабрика получала в год до тысячи тонн какао-бобов, причём самых лучших, выращенных в африканской стране Кот-д` Ивуар (до 1986 года она называлась Берегом Слоновой Кости).
— Одним из наших принципов было то, что мы старались выпускать собственные изделия, — говорит Виталий Порядин.
В середине 80-х, когда из-за сокращения валютных поступлений государство снизило закупки сырья для кондитеров, принцип опоры на свои силы не только помог предприятию устоять на ногах, но и привёл к феноменальному успеху.
Конфеты ручной работы
За основу для «Рыжика» были взяты грильяжные конфеты «Метеорит». Но у «Метеорита» корпус конфеты почти сплошь состоял из фундука — того самого дорогостоящего импортного товара, закупки которого были сокращены. И его было предложено частично заменить на местное сырьё — морковные цукаты. Такой идеей загорелась технолог фабрики Марина Котенко.
— До этого морковь в конфетах мы никогда не использовали — это вообще продукт не кондитерский, — рассказала Марина Котенко «ОГ». — И надо было ещё придумать, как её применять, чтобы получилось вкусно, а сами изделия могли какое-то время храниться.
Идею соединить шоколад с морковью предложила технолог Марина Котенко. Она пришла на предприятие в 1977 году; в 1989-м стала главным технологом и проработала на фабрике до 2002 года.
Технологию оттачивали буквально на кухне. Через обычную мясорубку прогоняли морковь, потом её уваривали в сахарном сиропе, полученные цукаты снова уваривали с мёдом, после добавляли обжаренный орех, сливочное масло…
— Орех брали только благородный — фундук. И никакого арахиса — тогда мы считали, что это самый низкосортный орех и старались его не использовать, — поясняет Марина Котенко.
Когда «Рыжик» пошёл в массовое производство (а это случилось в 1986 году), морковные цукаты свердловские кондитеры стали получать уже со специализированных предприятий. Но уваривать их с мёдом приходилось самим — в больших котлах. Вручную покрывали корпус конфет и шоколадной глазурью.
— Все сорта наших конфет обязательно покрывались только настоящей шоколадной глазурью. Производили её на чистом какао-масле, без добавления растительных жиров. Конфеты в такой глазури не пачкали рук, приятно таяли во рту, а не вставали в нём комом, как нынешние, — говорит моя собеседница.
Производство «Рыжика» требовало именно ручного труда. Марина Котенко вспоминает, что когда попробовали механизировать процесс и наносить глазурь на специальном оборудовании, вкус конфет сразу стал хуже. Пришлось вернуться к испытанному методу.
Использование местного сырья так увлекло свердловских кондитеров, что они запустили целую линейку таких изделий. Вслед за «Рыжиком» появились конфеты «Сосновый лес» со свекольными цукатами, а с самой известной уральской ягодой — карамель «Рябинка», «Исеть», вафли «Рябиновые», конфеты «Рябинушка», с калиной — конфеты «Калина красная»… Использовали даже крапиву. Покупатели благосклонно принимали эти новинки.
В случае с «Рыжиком» дополнительным аргументом в пользу морковных конфет для многих (особенно для пожилых) сладкоежек было то, что они, по сравнению с тем же «Метеоритом», где использовалось много ореха, были мягче.
Англичане упрекнули за… натуральность продукции
История знаменитого уральского шоколада стала заканчиваться с приходом в эту сферу иностранцев. В 1998 году интерес к «Конфи» проявила инвестиционная компания с британскими корнями «Бэринг Восток кэпитал», выкупившая сначала часть акций, а потом и весь бизнес. Инвестор стал удешевлять производство, что пошло в ущерб качеству продукции.
— Когда к нам пришли англичане, они нам поставили в вину то, что фабрика выпускает продукцию только из… натуральных продуктов. А мы-то это считали своей гордостью, — говорит Виталий Порядин.
С тех пор екатеринбургскую фабрику уже дважды перепродавали. И от былого ассортимента теперь мало что осталось. Среди исчезнувших наименований оказался и знаменитый «Рыжик»: он перестал выпускаться в середине нулевых. Сейчас на предприятии нам даже не удалось найти хоть одного человека, кто мог бы рассказать об истории создания легендарных конфет. А музей фабрики, как нам сообщили, ликвидирован.
Конфеты с морковными цукатами (и даже с использованием в названии слова «Рыжик») пытались выпускать другие предприятия страны. Но вкус у них оказался, мягко говоря, не тот… Поэтому гости уральской столицы (те, кто был знаком с продукцией нашей кондитерской фабрики лет 15–20 назад) до сих пор спрашивают: а где тут у вас можно купить тот самый «Рыжик»? Увы — нигде…
«Уралец» (на фото — слева) и «Рябинка» — это как брат и сестра. Первый предназначался для мальчиков и имел горизонтальную (закрытую) раму. «Рябинка» была девчачьим велосипедом с наклонной (открытой) рамой. Неизвестный фотограф
В 70–80-е годы прошлого века многим пацанам приходилось гонять на взрослых великах. Делать это нужно было стоя и пропуская одну из ног… под рамой. По-иному достать до педалей у ребят, чей рост был чуть выше самого велосипеда, просто не получалось. Поэтому советские дети мечтали о специальных подростковых велосипедах, которые выпускали всего на двух заводах в СССР. И один из них работал у нас, в Cвердловской области, — в рабочем посёлке Атиг.
Сегодня мало кто знает, что в столице Среднего Урала когда-то был свой велосипедный завод. Располагался он на месте нынешнего завода радиоаппаратуры, что на улице Щорса, 7. С 1946 года предприятие называлось Свердловским велосипедным заводом №20 Министерства местной промышленности РСФСР. Как пояснил председатель совета ветеранов завода радиоаппаратуры Игорь Булыгин, именно на Свердловском велосипедном заводе впервые в Советском Союзе в 1949 году был разработан и запущен в серию велосипед для подростков, причём в двух вариантах: с закрытой рамой для мальчиков и с открытой — для девочек. Разработчиком его, по словам Игоря Булыгина, была конструкторско-технологическая группа, которую возглавлял Иосиф Гершзон.
Но в 1959 году по правительственному постановлению свердловский завод перешёл в ведение министерства радиопромышленности СССР и стал выпускать радио-аппаратуру для военных. А велосипедное производство — заготовки, детали, оборудование — решено было перевести в Атиг.
Вместо гвоздей — велосипеды
Выпуск велосипедов в Атиге развернули на бывшем метизном заводе, чья история берёт начало аж с 1790 года. В середине XX века на этом предприятии делали гвозди, болты, конские подковы, мебельные пружины, проволочные сетки. И вдруг — полное, как бы сказали сегодня, перепрофилирование. Завод был переименован в Атигский машиностроительный (АМЗ).
Эмблемой Атигского машиностроительного завода был Пегас, летящий над Уральскими горами. В 2007 году изображение крылатого коня стало гербом Атига .
— С февраля 1960 года в здании, предназначенном для изготовления болтов и гаек, налаживается сборка подростковых велосипедов из деталей, привозимых со Свердловского завода, — написал в своей книжке «Очерки по истории посёлка Атиг» местный краевед Александр Барабанов.
Но только через два с лишним года
— в июле 1962-го — в Атиге смогли запустить полный технологический цикл производства велосипедов: изготовление деталей, их гальваническое и лакокрасочное покрытие, сборку.
На заводе в Атиге производили не все детали велосипеда. Например, втулка переднего колеса поставлялась с Жуковского велосипедного завода, втулка заднего — из Харькова, педали — из Даугавпилса, а сёдла — из Нижнего Тагила (их изготавливали в одном из исправительных учреждений).
Счёт шёл на миллионы
В Советском Союзе велосипеды для подростков выпускали также на Шауляйском велосипедно-моторном заводе (литовское предприятие собирало их под марками «Эрелюкас» — «Орлёнок» — и «Крегждуте» — «Ласточка»). Но когда был выбор, люди отдавали предпочтение именно атигским велосипедам: дело в том, что уральцы внедрили на своём производстве конденсаторную сварку рамы, что серьёзно увеличило прочность конструкции. Также уральские велосипеды отличались лёгкостью хода и устойчивостью. Поэтому продукция АМЗ пользовалась в СССР огромным спросом — счёт выпущенных двухколёсных машин шёл в буквальном смысле слова на миллионы. При этом уральцы выпускали не две модификации, как шауляйцы, а 16!
Первой уральской моделью, серийный выпуск которой превысил один миллион штук, был «Салют». Юбилейный экземпляр, а точнее, экземпляры (их было два) этой модели, сошли со сборочного конвейера 10 декабря 1969 года. Один велосипед под бурные овации вручили лучшей работнице малярного цеха Екатерине Александровне Циплаковой, а второй направили в заводской музей.
В 1965 году за «Салют» АМЗ получил диплом третьей степени на ВДНХ. Такую же награду атигцы впоследствии получили за модели велосипедов «Чайка» и «Спартак». А с 1973 года завод начал выпуск своих самых популярных моделей — «Уральца» (для мальчиков) и «Рябинки» (для девочек). Чуть позднее появился совершенно невероятный по тем временам велосипед «Весна», который… складывался пополам (и в таком виде спокойно влезал в багажник любой легковушки).
Около 30 лет (с 1965 по 1995 год) отработала на предприятии начальником отдела труда и заработной платы Ольга Матвеевна Морозова. Она рассказывала, что в периоды авралов частенько приходилось работать на сборке даже конторским работникам, причём в выходные.
— Мы трудились на довёртывании спиц, план был — 467 колёс в смену. Сборщица вручную наживуливала спицу и ниппель, подсоединяла их к ободу, а дальше мы довёртывали их на станке-полуавтомате.
В восьмидесятые годы, на пике производства, АМЗ в сутки производил полторы тысячи велосипедов. В год — 370 тысяч. Самым доступным и массовым был велосипед с открытой рамой, его цена в магазине была 39 рублей 60 копеек.
Общее количество выпущенных в Атиге велосипедов установить не удалось. Но известно, что к 1977 году (то есть за первые 17 лет существования) завод изготовил три миллиона двухколёсных машин. Так что, с учётом цифр, озвученных Ольгой Морозовой, можно предположить, что всего было выпущено свыше 7 миллионов велосипедов…
Вместо велосипедов — тапочки
Последнее обновление «Уральца» было в 80-е годы. Кстати, в те годы АМЗ вновь пересёкся со своим «отцом» — Свердловским заводом радиоаппаратуры.
— В 1987–1993 годах по кооперации Атигский машиностроительный завод получал от нас велосипедные звонки, защиту цепи, катафоты-светоотражатели и ряд других элементов, — вспоминает Игорь Булыгин. — Для нашего завода это была отдушина в период конверсии, мы получали загрузку. Правда, Атигский завод не мог с нами рассчитаться, и в качестве взаимозачёта мы получали велосипеды и выдавали их нашим работникам в счёт заработной платы.
В рыночные отношения АМЗ, к сожалению, вписаться не смог: после развала СССР многие поставщики комплектующих (Харьков, Даугавпилс) в одночасье оказались за границей. 13 января 1998 года ГП «Атигский машиностроительный завод» был объявлен банкротом…
По воспоминаниям Ивана Шершнёва, 30 лет отработавшего на заводе начальником инструментального цеха, производство велосипедов окончательно прекратили в начале двухтысячных годов. Теперь на бывшей производственной площадке завода выпускают ёлочные украшения и тапочки…
Мнения об «Уральце» с велосипедных сайтов
Отличный был велик, неприхотливый.
Я вырос на этом лисапеде. Никаких проблем — разобрал, промыл в соляре, смазал литолом и на два-три (а то и больше) года можно было забыть об обслуге. Только следи за люфтами в подшипниках!
Большинство моих знакомых имели «Камы» и «Школьники». У меня был «Уралец», и меня считали счастливчиком…
А у меня «Уралец» угоняли. От магазина. Примерно так через месяц пошли с матерью на озеро купаться, а нам навстречу пацан едет на моём велике! Сразу узнали, так как велик в краске был измазан, когда мы дома ремонт делали и на него попали. Пацан сначала отнекивался, а потом люлей получил и сам признался… отпустили. Без велика, конечно.
Как быть, когда нужно произнести название какого-то модного бренда, но оно очень коварное?
Притвориться, что ты никогда о нём раньше не слышала, или все же попытаться произнести, но с ошибкой и модным позором? А может, просто промугыкать себе что-то под нос, и этого хватит.
Больше таких ситуаций не будет! Предлагаем тебе прочитать и запомнить правильное произношение модных мировых брендов, при озвучивании которых тебе больше не придется краснеть и смущаться!
• CHRISTIAN LACROIX [кристиАн лакруА]. • ACNE [экнИ]. • BADGLEY MISCHKA [бЭджли мИшка] - это не имя одного человека, как может показаться на первый взгляд,а две фамилии основателей бренда. • BALMAIN [бАльман] - букву "н" в конце слова почти не произносим или глухо, с придыханием. • BOTTEGA VENETA [боутЕга вЕннета]. • RALPH LAUREN [ рАльф лОрен]. • CHRISTIAN LOUBOUTIN [кристиАн лубутАн] - хотя ошибиться очень легко и даже в модных кругах допусткаются ошибки в произношении этого бренда. Многие поклонницы, чтобы не усложнять себе жизнь, просто говорят "Лубис". • CUSHNIE ET OCHS [кушнИ эт Окс] . • GIVENCHY [живАнши]. • DRIES VAN NOTEN [дрис ван нОтен]. • ELIE SAAB [Эли сАаб] - и этот ливанский дизайнер мужчина, а не женщина, как думают многие. • GIAMBATTISTA VALLI [жАмбаттиста вАлли]. • HERMEZ [эрмЕс]. • LANVIN [ланвАн] - никаких "Ланвинь", "Ланвень" - всё это неправильно! • LOUIS VUITTON [лУи виттОн]. • MARCHESA [маркЕза] - читать название этого бренда нужно по итальянским правилам и никак не по английским, ведь бренд был назван так в честь итальянской аристократки маркизы Луизы Казати. • MONIQUE LHUILLIER [мОник лехУлиэ]. • MOSCHINO [москИно] - читаем также по итальянским правилам чтения. • SAINT LAURENT[сен лорАн].
Дата: Понедельник, 11.06.2018, 22:53 | Сообщение # 37
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Бренды из прошлого: что случилось с жвачкой Turbo, растворимым напитком Invite и другими символами 1990-х годов
Куда пропали эти продукты с российского рынка и появятся ли они на прилавках снова.
Просто добавь воды
Предприниматель Сергей Выходцев — создатель самого популярного растворимого напитка 1990-х годов Invite — приехал в Москву из Владикавказа. Молодой человек поступил в Московский химико-технологический институт им. Менделеева. Однако, проучившись там всего несколько лет, Выходцев всё бросил и уехал в 1990 году в Африку.
Как позже в интервью признавался предприниматель, это было его детской мечтой — увидеть реку Лимпопо, о которой все знают по сказкам Корнея Чуковского. Как только «железный занавес» упал, Выходцев не стал ждать окончания вуза и получения диплома, а, оформив визу в посольстве Зимбабве, взял билет в один конец и уехал, имея в кармане всего $50.
Деньги кончились ещё до того, как молодой человек успел увидеть не только Лимпопо, а вообще хоть что-нибудь в Африке. В поисках заработка, чтобы просто выжить, он очутился в массовке фильма «Шерлок Холмс: Звезда Африки». Платили за смену неплохо, кроме того, съёмки дали Выходцеву мотивацию выучить английский язык, который он с успехом и осваивал прямо на площадке.
После съёмок будущий бизнесмен устроился работать торговым представителем в компанию Colgate. Однако уже через год ему пришла в голову идея своего дела — он вместе с соседом, с которым снимал жильё, придумал сервис для тех, кто путешествует автостопом. В Африке Выходцев также открыл сеть небольших бюджетных отелей Kivi. Дела шли весьма неплохо, но оставаться навсегда на другом континенте он не планировал.
Всё время пока молодой предприниматель пробовал себя в разных направлениях, он думал о том, что мог бы предложить российскому рынку. И наконец нашёл то, что искал. Растворимый порошок, который при добавлении воды превращался в сладкий напиток. Этот товар пользовался большой популярностью в Африке. А сделав небольшое исследование, Выходцев узнал, что и на Западе этот продукт любим многими.
Первые образцы он привёз в свой родной Московский химико-технологический институт. Учёные, которые занимались изучением ракетного топлива, за определённую плату согласились проанализировать порошок и изготовить на его основе подобный. Ведь Выходцев не собирался просто распространять африканский аналог, он мечтал создать собственный товар.
На вырученные деньги от проданных отелей в Африке предприниматель запустил продажу растворимого сока Invite.
Успех пришёл сразу, что стало неожиданностью для многих. Продажи резко росли, и Выходцев уехал в Санкт-Петербург строить завод по производству сладкого порошка.
Спрос в несколько раз превышал предложение. Узнаваемость бренда была очень высокой, чему способствовала реклама и удачный слоган «Просто добавь воды».
Даже те, кто не пробовал напиток, опасаясь его химического состава, знали бренд в лицо. Особую популярность продукт приобрёл у детей и молодёжи, которые придумали даже не разводить порошок водой, а класть его на язык и наслаждались тем, как стреляют во рту горошинки порошка.
По данным самого владельца бренда, рынок растворимого напитка оценивался на тот момент в $100 млн. Волна популярности и заработанные деньги позволили Выходцеву вместе с партнёрами основать в 1996 году первую в России студию брендинга и дизайна упаковки C-pro production.
Предприниматель и не думал останавливаться — пользуясь раскрученным брендом, он попытался запустить под той же маркой продукты быстрого приготовления, но на этот раз потерпел поражение. В то же время интерес к классическому растворимому напитку стал угасать.
Во многом свою роль сыграли хлынувшие в Россию в конце 1990-х годов пакетированные соки, которые считались более полезным аналогом растворимого Invite, а также газированные напитки с мировым именем и многомиллиоными бюджетами. Они и вытеснили с рынка растворимые соки.
В конце 1990-х годов Invite исчерпал себя и в 1998 году Выходцев продал бренд своим же партнёрам и вышел из дела. Грянул дефолт и напиток вовсе исчез с прилавков. Но предприниматель не отступился и в самый кризис предложил потребителям кашу быстрого приготовления «Быстров».
Не только конкуренты, но и единомышленники были уверены, что продукт снова провалится, ведь цена за один пакет такой каши составляла столько же, сколько за коробку обычного Геркулеса. Однако товар понравился покупателям, и кашу «Быстров» стали раскупать в магазинах. Продукт был настолько успешным, что в 2005 году им заинтересовалась компания Nestle и выкупила бренд у Выходцева.
В то время предприниматель уже вовсю обдумывал новый проект — Velle — биоовсяный продукт, не содержащий молока. Развивал Выходцев и своё рекламное агентство, которое получило название Mildberry. Последние годы предприниматель много времени проводил на озере Байкал, где занимался биопроектами. В 2016 году в возрасте 47 лет Сергей Выходцев умер.
Вкус победы
Популярная газировка 1990-х годов Herschi Cola была запущена в 1986 году в Голландии. Название завода по производству безалкогольных напитков произошло от имени основателя — Herman Schiffers (Герман Шифферс). Это была небольшая компания, которая предлагала европейскому рынку более дешёвый аналог Coca-Cola и Pepsi.
В начале 1990-х годов, когда рынок СНГ открылся для импорта, голландский производитель также предложил свой товар потребителям. Неожиданно бренд стал очень популярен. Во многом сыграло свою роль запоминающееся для русского уха название, яркая этикетка и пластиковая бутылка с чёрным донышком. Но главным фактором стала реклама со слоганом «Herschi Cola — вкус победы».
Помимо Coca-Cola, производитель предлагал как альтернативу Fanta — Herschi Orange и на замену Sprite – Herschi Citron. Неизбалованный советский, а потом и российский потребитель не только с удовольствием покупал напитки, но и собирал этикетки и хранил пустые бутылки из-под газировки.
Однако в середине 1990-х годов деятельность в России развернули гиганты-производители Coca-Cola и Pepsi.
Благодаря мощности и объёму они смогли снизить цену на свою продукцию. В отличие от Европы, где Herschi была всегда дешевле основных брендов, за счёт чего и имела свою долю покупателей, в России сложилась обратная ситуация, при которой голландский товар был дороже американского. Неудивительно, что вскоре Herschi была вытеснена с российских прилавков.
Сам бренд после этого продержался недолго, выпуская 130 млн литров в год, и уже в 1999 году был продан концерну Bavaria. Пивоваренная компания не получила прав на использование названия марки, поэтому стала развивать собственные бренды безалкогольных напитков, например, Hero.
Неизменно превосходный результат
История самого популярного риса 1990-х годов Uncle Ben’s берёт своё начало в 1910-х годах. В то время два учёных — немецкий Эрих Хузенлауб и британский Френсис Херон Роджерс — изобрели форму обработки и хранения риса без потери его полезных свойств. После пропаривания и высушивания время его приготовления также было заметно сокращено.
В 1942 году появилась компания Converted Rice под руководством Хузенлауб и его партнёра Гордона Харвелла, которая занялась поставкой риса Американским и Британским вооружённым силам, а также их союзникам.
Преимуществом продукта было то, что его можно было сбрасывать войскам с воздуха, он не подвергался заражению, сохранял питательные свойства и, что было немаловажно, — готовился быстрее, чем аналоги.
После поставки риса вооружённым силам компания хотела предложить свой продукт широкой общественности. Но для этого требовалось сменить имя на более звучное и придумать запоминающуюся упаковку. В то время Гордон Харвелл был завсегдатаем одного чикагского ресторана, где метрдотелем трудился Фрэнк Браун.
Во время одного такого ужина Харвеллу пришла в голову идея разместить изображение добродушного Брауна на упаковке риса. Как гласит легенда, метрдотелю предложили $50 за возможность эксклюзивно использовать его фотографию на неограниченный срок. Браун и представить не мог, насколько популярным станет бренд, а вместе с ним и его лицо.
А вот название бренда «дядя Бен» взято из американского фольклора, это был популярный фермер из Техаса, занимавшийся выращиванием риса, о качестве которого ходили легенды по всей Америке. Кроме того, обращение «дядюшка» было чрезвычайно популярно в южных штатах, оно не означало родство с человеком, а служило неким символом уважения к старшим.
Позже некоторые обвиняли Харвелла в плагиате. Ведь ещё в 1889 году в Чикаго дебютировала смесь для приготовления блинов Aunt Jemima. Бренд блинов, сиропов и других продуктов для завтрака принадлежал компании Quaker Oats, дочерней точке PepsiCo. Концепция нового имиджа полностью совпадала с Aunt Jemima. Тем не менее, новое название и лицо на упаковке было зарегистрировано Харвеллом в качестве торговой марки в 1947 году. А уже через пять лет Uncle Ben’s стал рисовым брендом №1 в США. Стоит отметить, что вплоть до 1990-х годов он не сдавал своих позиций и был самым популярным в Америке.
В 1959 году бренд перешёл под контроль корпорации Mars. Помимо традиционного риса, компания занялась распространением дикого и длиннозернового риса, а в 1970-х годах запустила производство коричневого риса.
В пределах США бренду было уже тесно, и в 1966 году он вышел на рынок Великобритании. Компании потребовалось более 10 лет, чтобы вывести марку в Европу, рис Uncle Ben’s появился в Бельгии. В середине 1970-х годов объём продаж бренда достиг отметки $100 млн, к началу 1980-х эта сумма удвоилась.
Производитель не стоял на месте и предлагал покупателям новинки. Например, рис стали расфасовывать по пакетикам, в которых его можно было варить. Это было удобно с точки зрения расчёта порций, а главное, он не рассыпался ни в сыром, ни в готовом виде.
Также появился новый продукт Uncle Ben’s Country Inn, где рис уже был перемешан с овощами или зеленью. Можно было купить на ужин уже целое блюдо, а не просто гарнир.
В начале 1990-х продукты Uncle Ben’s появились на российском рынке и благодаря массивной рекламе стали популярными. Спросом пользовался не только рис быстрого приготовления, но и соусы, картофельное пюре и супы от бренда.
К началу 2000-х бренд стал сходить с прилавков российских магазинов. Во многом из-за того, что появлялись более дешёвые аналоги. У корпорации Mars изменилась рекламная стратегия. Гигант стал делать ставку на новую для рынка марку — Dolmio, которую производил с середины 1980-х годов.
Несмотря на то, что сейчас встретить продукцию Uncle Ben’s в России можно не часто, бренд по-прежнему популярен в мире. В качестве новинки не так давно производитель представил рис, который не нужно варить, а можно просто приготовить в микроволновке.
Мечта подростка
История производителя самой известной жевательной резинки 1990-х годов Turbo начинается в 1927 году в Турции. Семья Тахинциоглу вышла на рынок с традиционной местной сладостью — тахин, сделанной из масла семян кунжута.
Дело шло ровно и достаточно успешно, что позволило в 1946 году открыть небольшое производство халвы и леденцов в городе Диярбакир.
В начале 1950-х годов семья Тахинциоглу перебралась в Стамбул и в 1956 году, имея всего 11 сотрудников в штате, основала компанию Kent Gida, которой было суждено стать самым известным турецким производителем сладостей.
С самого начала фирма обладала современнейшим оборудованием для производства конфет, чем прославилась на всю округу. А в 1960-м году включила в ассортимент своей продукции жевательную резинку, став первым в Турции производителем жвачки.
Спустя двадцать лет линейка была расширена за счёт шоколадных сладостей, к тому моменту Kent обладала уже четырьмя фабриками. Товары компании были популярны по всей Турции, и к 1990-му году она стала публичной, предлагая 15% своих акций на Стамбульской фондовой бирже.
Известная в 1990-х годах жевательная резинка Turbo была разработана в начале 1980-х годов и первоначально обладала только одним персиковым вкусом, позже были добавлены и другие фруктовые варианты.
В 1987 году турецкая компания начала экспорт своего товара в Болгарию, Венгрию и Чехию. Через три года жвачка Turbo появилась на советском рынке.
Помимо долгоиграющего вкуса, она была знаменита яркими вкладышами. Всего было выпущено три серии жевательных резинок — Turbo Classic с ретро автомобилями и мотоциклами, Turbo Sport – со спортивными автомобилями и мотоциклами и Turbo Super – с вкладышами современных автомобилей и мотоциклов.
Каждый вкладыш имел серийный номер, что облегчало задачу коллекционеров, и небольшое описание характеристик изображенного транспорта.
Повторными вкладышами дети либо обменивались, либо играли в «фантики».
К началу 2000-х на рынок пришли два гиганта Cadbury (производитель Dirol) и Wrigley (производитель Orbit), которые постепенно вытеснили турецкий аналог. Многие называют главной причиной выживания Turbo с рынка агрессивную рекламу мировых производителей. Турецкая жевательная резинка продвигалась только посредством «сарафанного радио».
Тем не менее продукция Kent распространялась в 100 странах мира. В 2001 году совместно с испанским производителем Chupa-Chups компания открыла завод в Санкт-Петербурге. На следующий год турецкая фирма подписала договор в Лондоне с корпорацией Cadbury, которая получила 51% акций Kent.
Несмотря на уход с российского рынка, производство Turbo закрыто не было. Жевательная резинка выпускалась до 2007 года. Позже некоторые компании пытались копировать знаменитую жвачку, но подделка быстро распознавалась и уходила с рынка.
В 2013 году турецкий производитель PowerGum приобрёл права на бренд Turbo и продолжил выпускать жевательную резинку. Несмотря на новые вкладыши, коллекционеры отдают предпочтение оригинальному производителю. Стоимость некоторых редких вкладышей превышает 10 тысяч рублей за штуку.
Было наше — стало нет. Как известные российские бренды стали западными?
Сегодня большинство из нас стараются покупать продукты, произведённые в России, потому что кажется: своё более качественное. Но часто «наше, отечественное» в продукте - только название и рекламный лозунг.
Сделаны они могут быть и в России, но принадлежит множество наших брендов иностранцам.
Ессентуки теперь американские
Тенденция последних лет: европейские и американские компании активно скупают российские бренды. К примеру, привычные нам продукты, которые ассоциируются исключительно с российским производством, такие как молоко «Кубанская бурёнка», минеральная вода «Ессентуки» и вода «Родники России», на самом деле принадлежат американской корпорации PepsiCo. Их же «детища» - детское питание «Агуша» и «Чудо», молоко «Весёлый молочник» и «Домик в деревне», сок «Любимый» и пр. Американцами эти продукты стали не сразу. 10 лет они принадлежали отечественной компании «Вимм-Билль-Данн», но в 2011 г. она перешла под крыло концерна из США, а тот стал крупнейшей компанией в России по производству продуктов питания, напитков и переработчиком сырого молока.
«По факту - да, продукция выпускается в РФ, компании-производители платят налоги в бюджет РФ, обеспечивают рабочими местами граждан России. Такие известные бренды, как печенье «Юбилейное», шоколад «Российский», конфеты «Белочка» и «Мишка на Севере» у нас любят и знают с детства. Эти продукты пользуются постоянным спросом. Естественно, что крупные иностранные концерны заинтересованы в покупке подобных российских компаний-производителей - это выгодное капиталовложение, - объясняет эксперт в области маркетинга Алина Лант. - Вышеупомянутые бренды и подобные им предназначены именно для российского рынка. Их не выпускают за границей».
Интересно, что даже шоколад «Россия» - Щедрая душа!», появившийся на отечественном рынке ещё в 1970 г. и выпускавшийся первым в СССР предприятием по производству шоколада полного цикла, уже 20 лет принадлежит... швейцарской «Nestlé». Кстати, к ней же теперь относятся, к примеру, и конфеты «Родные просторы», и мороженое «48 копеек». Последнее своим названием отсылает к одному гостовскому пломбиру из советского прошлого, который стоил тогда 48 копеек.
Иностранцы забрали под своё крыло даже исконно русское печенье «Юбилейное», выпуск которого был приурочен к 300-летию династии русских царей Романовых в 1913 г. Более того, с 1920 г. это печенье выпускалось на фабрике с говорящим названием «Большевик», в 1993 г. она даже успела запатентовать рецептуру знаменитого печенья. Правда, за год до этого «Большевик» был куплен французскими производителями «Danone», а уже сегодня «Юбилейное» - часть производства американской «Mondelēz International». Несмотря на многократную смену владельцев, выпускается печенье по-прежнему на фабрике «Большевик» во Владимирской обл. и на кондитерском комбинате «Кубань» в Краснодарском крае.
Впрочем, не только продукты питания становятся иностранными, отечественное машиностроение и часть косметических брендов теперь тоже в руках Запада. Так, с 2014 г. контрольный пакет акций российской автомобильной компании «АвтоВАЗ» купил франко-японский альянс Renault-Nissan. Хотя штаб-квартира компании и основное производство всё равно остались в г. Тольятти Самарской обл.
А концерн «Калина», выпускающий полюбившиеся российским женщинам продукты по уходу за кожей лица, тела и волосами под узнаваемыми у нас марками «Чистая линия», «Чёрный жемчуг», «Бархатные ручки», «Сто рецептов красоты», «Лесной бальзам», принадлежит (82% акций) голландско-британской компании «Unilever».
Получается, что основные продукты, начиная с молочки и заканчивая автомобилями, которые мы по привычке считаем своими, давно принадлежат западным лидерам производства - и никакие санкции их не страшат.
Британское консалтинговое агентство Interbrand опубликовало глобальный рейтинг самых дорогих брендов по итогам 2015 года. В него вошли бренды, владельцы которых ведут бизнес минимум на трёх континентах и получают не менее трети выручки за пределами родной страны.
Десятку самых дорогих брендов в 2015 году составляют:
1. Apple ($179,1 млрд) — IT -компания; 2. Google ($133,3 млрд) — IT-компания; 3. Coca-Cola ($73,1 млрд) — пищевая компания; 4. Microsoft ($72,8 млрд) — IT-компания; 5. Toyota ($53,58 млрд) — производитель автомобилей; 6. IBM ($52,5 млрд) — IT-компания, консалтинговые услуги; 7. Samsung ($51,8 млрд) — производитель электроники; 8. Amazon ($50,3 млрд) — электронная коммерция; 9. Mercedes-Benz ($43,49 млрд) — производитель автомобилей; 10. General Electric ($43,13 млрд) — производитель энергетических установок, турбин, медоборудования и проч. техники.
На протяжении последних четырёх лет первые 3 позиции занимают одни и те же бренды, меняется лишь распределение мест между ними. В 2015 году компания Coca-Cola, возглавлявшая список 13 лет, опустилась сразу на две позиции.
Самым быстрорастущим оказался бренд Facebook. За год он подорожал на 48% и занял 15 место в рейтинге с $32,59 млрд. Впервые попавший в первую сотню рейтинга в прошлом году бренд Lego подорожал на 25% — до $6,691 млрд — и занял 67 место. Лидер падения по итогам года — бренд IBM. Он потерял 19% стоимости и выбыл из топ-5 рейтинга.
Совокупная стоимость 100 ведущих торговых марок мира увеличилась в 2015 году на 4,7 %, то есть до $1,796 трлн.
15 российских брендов, которые ошибочно принимают за иностранные
Техника, одежда и косметика известных торговых марок, которую можно купить в России, часто скрывается за иностранным именем. Но немногие покупатели догадываются, что красивые зарубежные названия на самом деле были придуманы российскими предпринимателями. И эти бренды стали известны не только в нашей стране, но и в мире.
1. Carlo Pazolini
Бренд с мелодичным итальянским названием был создан в 1991 году инженером-автомобилестроителем Ильей Резником. Сначала предприниматель импортировал обувь из Италии, но вскоре к импорту были добавлены изделия собственного производства.
Бизнесмен запустил производство обуви под брендом Carlo Pazolini в поселке Тучково Московской области, но в 2005 году местную фабрику пришлось перенести в Китай.
Сегодня российская обувь с итальянским названием успешно покоряет мировые столицы моды. За последние 10 лет было открыто почти 50 магазинов Carlo Pazolini на территории США и Европы. Продукция бренда пользуется спросом, ведь даже у светской львицы Пэрис Хилтон есть несколько пар туфель от Carlo Pazolini.
2. Gloria Jeans
В Советском Союзе, где слово «бренд» не было знакомо никому, в 1988 году был созданкооператив Gloria Jeans. Изначально компания специализировалась на производстве детской, подростковой и молодежной одежды. И за 30 лет существования так и не поменяла свою концепцию.
Сегодня магазины Gloria Jeans расположены не только на территории России, но и Украины, Беларуси, Грузии. При этом большая часть производственных мощностей находится в Китае. Ежегодно в рекламных кампаниях Gloria Jeans принимают участие популярные российские знаменитости, в числе которых Катя Варнава, Алла Михеева, Ольга Бузова.
3. Zarina
Бренд Zarina неразрывно связан с ленинградской фабрикой «Первомайская заря», которая занималась пошивом женской одежды еще с 1960-х годов. В середине 1990-х появилась первая продукция под маркой «Зарина», а чуть позже, при смене собственников фабрики, было переписано название бренда с кириллицы на латиницу. А это значит, что, вопреки распространенному мнению, бренды Zara и Zarina никак не связаны между собой.
4. Vitek
В конце 1990-х году российский предприниматель зарегистрировал в Австрии торговую марку Vitek Austria. Название бренда было выбрано не просто так, а с целью создать у потребителей образ иностранной компании. К слову, эта задумка оказалось успешной.
Но в 2003 году намек на австрийское «гражданство» из названия исчез, и марка стала называться просто Vitek. Сегодня 95 % продукции под этим брендом производится в Китае, а остальные 5 % — в Турции.
5. Erich Krause
Бренд Erich Krause был разработан в 1994 году в России. Идея использования немецких имен в названии марки была основана
на вере российских потребителей в особую надежность канцтоваров из Германии. Сегодня продукция в основном производится в Юго-Восточной Азии и продается преимущественно в России.
6. Scarlett
Продажи «английской» бытовой техники под маркой Scarlett England начались в 1996 году, а российское подданство ее владельцев тщательно скрывалось. Название придумалис расчетом на то, что покупательницами продукции будут женщины, которые обожают главную героиню фильма «Унесенные ветром» Скарлетт О’Хару.
А британское «происхождение» выбрали потому, что у россиян не было предвзятого отношения к товарам из Англии, в отличие, например, от китайских. Хотя основное производство этой техники находилось именно в Поднебесной. Отличный маркетинговый ход!
7. LOVE REPUBLIC
Как и бренд Zarina, торговая марка LOVE REPUBLIC тоже является российской и принадлежиткомпании «Мэлон Фэшн Груп» из Санкт-Петербурга. При этом в рекламных кампаниях бренда принимают участие модели первой величины: Алессандра Амбросио, Наоми Кэмпбелл, Ирина Шейк.
8. Befree
Еще один бренд в портфеле петербургской компании «Мэлон Фэшн Груп» — молодежная одежда под торговой маркой Befree. Первые рекламные акции для данного бренда были с участием знаменитых российских мужчин. Новые магазины женской одежды в 2008 году, к удивлению покупательниц, продвигали Андрей Аршавин, братья Запашные и Гоша Куценко.
9. O’STIN
История бренда O’STIN начинается в 2003 году. Первый магазин под этой торговой маркой открыли совладельцы «Спортмастера» в Екатеринбурге. Продукция компании оказалась настолько популярной, что сегодня насчитывают более 700 магазинов O’STIN в 5 странах.
10. Bork
Бренд Bork относится к российской компании «Технопарк», которой после обращения европейских коллег пришлось даже отказаться от надписи Bork Germany на продукции.
11. Rolsen
Rolsen — торговая марка, созданная в 1995 году в России. Сегодня Rolsen входит в десятку крупнейших в мире производителей телевизоров.
12. Organic Shop
Владельцем и основателем бренда Organic Shop является предприниматель из России. В 2003 году была создана линейка бюджетной косметики «Рецепты бабушки Агафьи». А в 2008 году был запущен бренд Natura Siberica и появились торговые марки Planeta Organica и Organic Shop.
13. ESTEL Professional
Линия профессиональной косметики для парикмахеров ESTEL появилась в 2005 в Санкт-Петербурге. Чтобы сделать продукцию востребованной, компания «Юникосметик», которой принадлежит бренд ESTEL, организовывала мастер-классы для парикмахеров и студентов профессиональных колледжей.
Такой способ продвижения оказался успешным, ведь сейчас компания производит в год 100 млн единиц продуктов, востребованных не только в России, но и в соседних странах.
14. SELA
Компанию SELA основали в начале 1990-х, но первый магазин открылся лишь в 1997 году в Санкт-Петербурге. Тогда многие российские покупатели приняли его за иностранный, что повысило доверие к бренду.
15. MIXIT
Известная сегодня торговая марка косметики MIXIT была запущена всего 5 лет назад — в 2014 году. Бренд продвигали с помощью инстаграма, а в рекламных кампаниях принимали участие известные российские женщины и блогеры: Ксения Бородина, Елена Летучая, Гоар Аветисян и даже Ксения Собчак.
Популярность компании все еще растет, ведь ежегодно на рекламу бренд выделяет огромные средства. Так, например, в 2018 году на продвижение MIXIT было потрачено почти 0,5 млрд рублей.
Дата: Понедельник, 12.08.2019, 11:21 | Сообщение # 43
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Бренд сивой кобылы. Как попали в руки иностранцев российские машины и пиво?
Оказывается, многие массовые товары, которые выпускаются в России и считаются вроде как отечественными, на самом деле принадлежат иностранцам. Выясним, в каких отраслях зарубежное влияние сильнее всего.
Мыльная опера по-русски
Первый шаг в Россию иностранцы сделали ещё на закате СССР. Поначалу они продавали лицензии, позволяющие производить их товары на советских заводах. Так, под Ленинградом в 1979 г. начался выпуск чудо-клея «Момент», разработанного немецкой компанией «Хенкель» и продававшегося в ФРГ под другим именем. Похожий трюк со сменой названия немцы повторили с гелем «Ласка», который начали выпускать у нас после того, как благодаря приватизации приобрели производства бытовой химии в Ленинградской, Пермской и Саратовской областях. Из советских марок «Хенкель» сохранил до сегодняшнего дня только стиральный порошок «Пемос» и чистящее средство «Пемолюкс» – более дешёвые, чем те иностранные аналоги, рекламу которых крутят по телевизору (см. инфографику).
Самая долгая и счастливая жизнь оказалась у стирального порошка «Миф», выпуск которого в начале 90-х был освоен на объединении «Новомосковскбытхим». Ему до сих пор принадлежит абсолютный рекорд РФ по тоннам продаж. И название совсем немифическое. «Я зашифровал в нём первые буквы имени и фамилии своего сына: «Михаил Филиппенков», – вспоминает автор первых формул порошка гендиректор Центра «НИЦбытхим», эксперт Союза химиков Вячеслав Филиппенков. – А когда наше объединение купила компания «Проктер энд Гэмбл», я подарил ей авторские права. Иначе новые владельцы могли снять «Миф» с производства. Политика транснациональных корпораций такова, что они во всём мире продвигают свои международные марки и строят бизнес так, чтобы получать максимум прибыли с учётом преимуществ каждого региона. Для производства стиральных порошков нужно много электроэнергии, которая в России дешевле, чем в других странах. Поэтому в руках американцев завод в Новомосковске стал самым крупным в Европе».
Дело – табак
В конце 1980-х советские директора узнали новое слово – СП. Совместные предприятия казались спасением для заводов, работавших на устаревшем оборудовании и не имевших денег на обновление. Такая ситуация была и в табачной промышленности. Так, в Россию пришла компания «Филип Моррис», сначала создавшая пару СП, а затем выкупившая фабрику в Краснодаре и построившая с нуля фабрику под Петербургом. Американцы наладили на них выпуск своих знаменитых марок, а на краснодарской площадке возродили советские сигареты «Союз Аполлон», выпускавшиеся из вирджинского табака в годы потепления отношений СССР и США. Легендарный бренд прожил до 2016 г., когда «Филип Моррис» от него окончательно отказался.
За 25 лет зарубежные гиганты потратили в РФ несколько миллиардов долларов, купив все самые заметные табачные фабрики и некоторые построив с нуля. В результате сегодня выпуск сигарет почти безраздельно контролируют 5 иностранных компаний. «Так во всём мире: табачный рынок уже давно поделён между несколькими крупными корпорациями, ресурсы которых позволяют переиграть любого
национального производителя», – комментирует аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. Иностранцы придумали несколько новых марок, маскирующихся под отечественные, – «Пётр I», «Русский стиль». Но в последние 10 лет продажи сигарет в РФ падают в результате борьбы с курением, роста налогов и цен. Зарубежным владельцам пришлось закрыть несколько исторических фабрик, основанных ещё в XIX в. («Ява», «Лиггетт-Дукат», «Балканская звезда»). Выпуск сигарет «Ява» был, например, перенесён из Москвы в Петербург. При этом по уровню зарплат (в среднем 100 тыс. руб. в месяц, по данным Росстата) табачная отрасль отстаёт только от добычи нефти и газа.
Пива – хоть залейся
А вот рынок пива в прошлом году вырос. Хорошим продажам поспособствовал чемпионат мира по футболу, который пивовары встретили во все¬оружии. Пенный напиток сегодня делают 1,4 тыс. предприятий. Но ¾ производства обеспечивают 3 зарубежные компании, которые владеют 26 крупными заводами. Большинство из них иностранцы купили у государства или у частных российских владельцев. Некоторые построили сами.
Лучше всего в прошлом году продавались старое доброе «Жигулёвское» и «Балтика». «Но продажи российских марок растут не в силу ностальгии или патриотизма, а за счёт более низкой цены», – считает эксперт пивного рынка, председатель комитета по экономике Московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский. При этом по вполне доступным ценам продаются и зарубежные сорта, лицензии на которые принадлежат большой тройке.
Ассортимент на любой кошелёк и рост производства – главные плюсы, которые дал приход иностранцев любителям пенного. Но вкус голландского или немецкого пива, сваренного в России, по мнению Каневского, всё же отличается от оригинального: борьба за оптимальные цены не всегда помогает борьбе за качество.
«Лада» не для Европы
Каждая пятая новая легковушка, купленная в РФ в 2018 г., сошла с конвейера АвтоВАЗа. «Лада» – по-прежнему машина № 1. Но есть нюанс: на 66% она теперь принадлежит французам и японцам. Такова доля иностранных участников международного альянса, владеющего нынче волжским гигантом.
С 2002 г. в самых разных регионах иностранцы построили два десятка собственных автозаводов. И хотя некоторые уже успели закрыться, как «Форд» во Всеволожске в этом году, именно предприятия с зарубежными инвестициями делают теперь погоду на рынке легковых и лёгких коммерческих автомобилей. Российские паспорта у хозяев лишь 3 заводов – ГАЗа, УАЗа и калининградского «Автотора», но последний тоже специализируется на сборке иномарок.
На АвтоВАЗе между тем работает уже третий президент с иностранной фамилией. Союз с грандами автопрома позволил создать лучший российский автомобиль – «Лада Веста». Но обошёлся он очень дорого и пока не стал машиной, равной «Рено» или «Ниссану». «Большую часть инвестиций в совместный проект взял на себя «Ростех». Французы и японцы вложили главным образом современные технологии и культуру производства, – рассказывает эксперт авторынка доцент РАНХиГС Павел Грибов. – В новых «Ладах» много импортных комплектующих. При этом на той же техно¬логической платформе наши партнёры выпускают в Румынии «Дачию». И, чтобы не создавать конкуренции двум похожим моделям, румынские машины они предлагают европейскому рынку, а российские – странам СНГ».
Плюсы и минусы
«Транснациональные корпорации (ТНК) создают немало рабочих мест, платят много налогов, повышают планку качества в своих отраслях. В последние 10 лет они чаще не покупают действующие производства, а строят свои. Скажем, в фармацевтике, по данным DSM Group, на их долю приходится уже 39% выпуска лекарств, что дешевле закупки аналогов за рубежом. Именно такая политика позволила наладить выпуск большинства жизненно важных препаратов, – оценивает плюсы иностранной экспансии доцент РАНХиГС Олег Филиппов. –
Но обычно в нашей стране располагается только финальная часть производства, а научная часть – за границей. И российские бренды сохраняются только для ассортимента, чтобы предлагать подходящие товары всем группам покупателей. Это обрекает нашу промышленность на техно¬логическую зависимость, ограничивает экспорт, направления которого контролируют транснациональные корпорации».
30+ малоизвестных фактов о брендах, которые станут сюрпризом даже для отпетых шопоголиков
Часто, покупая тот или иной товар, мы даже не задумываемся, какая богатая история у его компании-производителя. При этом многие бренды могут похвастаться поистине удивительными фактами, которые и отличают их от обычных торговых марок.
M.A.C.
• Первая косметика M.A.C. была сварена буквально на кухне. 2 приятеля готовили продукцию в домашних условиях, а продавали через салоны. • Изначально коллекция включала 30 теней для век, помад и лаков — все они выпускались в лаконичных черных коробочках, которые стали визитной карточкой марки. • Главными клиентами были профессиональные фотографы и визажисты, поскольку косметика отличалась особой стойкостью. Вскоре продукция, созданная для глянца и подиумов, стала доступной каждой девушке. • Однако настоящий успех бренду M.A.C. принесла Мадонна, когда в 1990 году попросила создать стойкую красную помаду для своего шоу, которая выдержала бы несколько часов на сцене. Специально для певицы был выпущен знаменитый красный оттенок Russian Red. С тех пор этот цвет считается культовым.
Hermès Birkin
• Одна из самых известных сумок в мире — это Hermès Birkin. Согласно исследованию, приобретение этого аксессуара может быть выгоднее, чем покупка золота, ведь стоимость золота может колебаться, а стоимость Birkin растет в среднем на 14,2 % в год. • Сегодня эта сумка популярна среди коллекционеров, например у Виктории Бекхэм имеется порядка 100 экземпляров. • Рождение легендарного аксессуара случилось буквально в небе, вернее на борту самолета, где в соседних креслах летели председатель группы Hermès Жан-Луи Дюма и актриса Джейн Биркин. После того как Джейн вывалила все содержимое своей сумки чуть ли не на колени Жана-Луи и пожаловалась на отсутствие удобной повседневной сумки, он решил создать этот аксессуар. • Вскоре Джейн была приглашена в главный офис Hermès, где ей было предложено выбрать наиболее удачный эскиз. Через год была представлена вместительная сумка, которая как нельзя лучше подходила для непродолжительных поездок. Главной ее особенностью стало наличие удобных кармашков. Аксессуар был назван в честь знаменитой английской актрисы. • Со временем Hermès Birkin стала настоящей легендой, и, несмотря на высокую стоимость, очередь на ее покупку была расписана на несколько лет вперед. • В начале продаж в 1984 году сумка стоила $ 2 000, сегодня цена начинается от $ 11 000.
Tefal
• История знаменитой сковородки Tefal начинается в 1954 году, когда французский инженер и заядлый рыбак Марк Грегуар пытался решить проблему заедания раздвижного спиннинга. В итоге он придумал наносить на алюминиевую поверхность политетрафторэтилен, или тефлон, и удочка стала намного удобнее. • Вскоре Марк Грегуар
последовал совету жены и покрыл тефлоном ее кастрюли. Результат был поразительными, ведь супруги придумали посуду, к которой ничего не пристает, — это было спасением для сотен тысяч женщин. • Через 2 года была создана компания Tefal, которая занималась производством сковородок с антипригарным покрытием. Название получилось от объединения 2 слов: TEFlon и ALuminium. К концу 1956 года компания выпускала 100 сковородок в день, а в 1961 году — уже около 1 млн единиц в месяц. • Когда сковородки Tefal стали продаваться по всему миру, Грегуар решил передать бразды правления опытным руководителям, а сам продолжил заниматься изобретательством. В частности, именно компания Tefal вывела на рынок первый беспроводной утюг.
Louis Vuitton
• Узнаваемая сумка Louis Vuitton в форме небольшого саквояжа для путешествий была представлена в далеком 1930 году. Эта модель получила название Speedy 30. Дело в том, что сумка была только одного размера и достигала 30 см в ширину. • Вскоре миниатюрная актриса Одри Хепберн попросила Louis Vuitton выпустить специально для нее уменьшенную версию Speedy, чтобы ее можно было использовать не только в путешествиях, но и каждый день. Модный дом исполнил просьбу Хепберн и выпустил модель под названием Speedy 25, которая сегодня считается классикой. • Сегодня линейка сумок этого силуэта включает 5 размеров: nano, 25, 30, 35 и 40. • За всю историю существования Louis Vuitton ни разу не устраивал распродаж. В конце каждого года компания сжигает товары, которые не удалось продать, чтобы поддерживать эксклюзивность бренда.
Louboutin
• Основатель компании Кристиан Лубутен родился в Париже в небогатой многодетной семье и всегда интересовался модой. По его словам, он начал увлекаться обувью в 1976 году, со времени посещения Национального музея африканских и французских искусств. Там он увидел знак, запрещающий женщинам входить в здание на острых шпильках из-за опасности повредить деревянный пол. Позднее он признался: «Я хотел бросить вызов этому. Я хотел создать что-то, что нарушало бы правила и заставляло женщин чувствовать себя уверенными и сильными». • Компанию Christian Louboutin он основал в 1991 году. Первой покупательницей его туфель стала принцесса Монако Каролина. Именно она сделала обувь от Louboutin такой желанной. • Знаменитая красная подошва появилась в 1993 году. Когда дизайнер увидел реальное воплощение его эскизов, туфли ему не понравились — им как будто «не хватало энергии». Чтобы как-то оживить дизайн, Кристиан спонтанно схватил у своего ассистента красный лак для ногтей и покрасил подошву туфель. Потом он признался, что после этого «сразу понял, что это будет успех». • Туфли Louboutin очень часто подделывают. Сам Кристиан подавал огромное количество исков о нарушении прав, например судился с еще одним люксовым брендом — Yves Saint Laurent. В итоге суд постановил, что Louboutin имеет эксклюзивное право делать обувь с красной подошвой, если верх туфель будет другого цвета. А Yves Saint Laurent может выпускать обувь с красной подошвой, если и ее верх будет этого же цвета.
Chupa Chups
• Знаменитую конфету на палочке придумал кондитер Энрике Бернат в 1958 году. По легенде, он увидел, как мама ругала своего ребенка за то, что тот испачкал руки растаявшими конфетами. Тогда Энрике придумал сделать сладость, ориентированную именно на детей. • Сначала Бернат решил назвать свой продукт Gol, так как леденец был похож на мяч, который попадает в рот. Но потом он решил, что это название будет не слишком запоминающимся. • В итоге было решено назвать леденец Chupa Chups (исп. chupar — «сосать»). На первом логотипе был написан слоган: «És rodó i dura molt, Chupa Chups», который можно перевести с каталонского как «он круглый и очень долгий». • Чтобы леденцы лучше продавались, Энрике Бернат сказал владельцам магазинов разместить конфеты возле кассы, а не на прилавке, чтобы до них могли дотянуться дети. • Изначально палочка у Chupa Chups была деревянной. • В 1980 году компания начала антитабачную кампанию, выпустив рекламные плакаты, где изо рта ковбоя торчала палочка от конфеты. • В 90-е годы многие звезды стали появляться в кадре с леденцом во рту. Например, Мадонна, Ума Турман, Майкл Джексон. Так Chupa Chups перестал был лакомством исключительно для детей.
Nutella
• В 1946 году итальянский кондитер Пьетро Ферреро выпустил первую в мире партию шоколадной пасты. Правда, тогда она продавалась не в банках, а в виде батончиков, завернутых в фольгу. Однако вскоре кондитер столкнулся с проблемой нехватки шоколада — все-таки послевоенные годы были не самые изобильные. Тогда Ферреро решил добавить в свой продукт измельченный фундук. • Дело отца продолжил его сын и в 60-х годах выпустил на рынок пасту в стеклянных баночках под названием Nutella. На сегодняшний день, согласно классическому рецепту, в каждой 400-граммовой банке содержатся 52 лесных ореха, почти стакан молока и немного какао. • Ежегодно в Италии производится 179 тыс. тонн Nutella. • В 2007 году Nutella возглавила рейтинг «10 простых идей, принесших миллиарды своим создателям», составленный журналом Forbes. • Рекламный слоган бренда звучит так: «Che mondo sarebbe senza Nutella?», то есть «Каким был бы мир без Nutella?»
Tiffany & Co
• Этот ювелирный бренд был основан в 1837 году в Нью-Йорке Чарльзом Тиффани и его одноклассником Джоном Янгом. Молодые люди заняли $ 1 000 у отца Чарльза и открыли магазин бижутерии. В первый день выручка магазина составила всего $ 4,96. • Со временем дела пошли в гору, и вскоре компания составила первый в истории США каталог для заказа товаров по почте, который назывался «Голубая книга». С тех пор особый голубой оттенок стал фирменным цветом бренда. • Tiffany & Co разработала дизайн современного помолвочного кольца. Раньше бриллиант был погружен в ободок кольца, из-за этого камень отражал меньше света и не так ярко блестел. Так что ювелиры Tiffany решили поднять бриллиант над кольцом, чтобы тот мог сверкать. • С давних пор компания была официальным поставщиком драгоценностей для королевских особ в Европе и для российских царей. Далее эстафету переняли президенты: Авраам Линкольн купил для своей жены жемчужный набор от Tiffany, а Теодор Рузвельт — обручальное кольцо с бриллиантом. • Благодаря фильму «Завтрак у Тиффани» про эту компанию узнали во всем мире. При этом у людей возникал закономерный вопрос: как же можно было позавтракать в магазине, ведь при нем не было никакого кафе? Оказывается, когда Трумен Капоте писал свой роман, в Нью-Йорке был популярен анекдот про провинциала, который хотел прикинуться столичным жителем. Когда его спросили, в каком ресторане Нью-Йорка он хотел бы перекусить, тот ответил со знанием дела: «Давайте позавтракаем у Тиффани».
Levi’s
• В 1853 году эмигрант из Баварии Ливай Страусс на кораблях привез в Сан-Франциско различные галантерейные товары. Все они были раскуплены еще до того, как корабль зашел в порт. Осталась только конопляная парусина. Тогда Страусс заказал портному сшить брюки из этой ткани, которые разошлись как горячие пирожки. После этого Ливай купил паруса еще у 700 кораблей, стоявших в гавани. • Вскоре он открыл магазин Levi Strauss & Co. В какой-то момент штаны стали шить не из парусины, а из более мягкой французской ткани, которая называлась Serge de Nime, то есть «саржа из Нима». Для удобства ткань стали называть просто «деним». • В 1872 году эмигрант из Российской империи Якоб Йофис придумал закреплять металлическими заклепками карманы у брюк, так как они часто отрывались. В итоге они вместе с Ливаем запатентовали эту идею, и штаны стали еще популярнее. • Интересно, что сам Ливай Страусс никогда не носил джинсы собственного производства, ведь те были придуманы как одежда для рабочего класса, а он был зажиточным торговцем. • С 1935 года джинсы стали модным трендом, а с 50-х их можно увидеть на звездах первой величины. Например, их носили Элвис Пресли и Мэрилин Монро. А Марлон Брандо дебютировал в джинсах Levi’s в спектакле «Трамвай „Желание“».