Выдающийся советский поэт и автор-исполнитель, актер, автор прозаических произведений.
Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре и кино, в том числе Гамлета («Гамлет», В. Шекспир), Лопахина («Вишневый Сад», А. Чехов). Наиболее примечательными работами в кинематографе являются фильмы «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища». Актёр театра Драмы и комедии на Таганке в Москве, созданного Юрием Любимовым в 1964 году.
Владимир Высоцкий вошел в историю как автор-исполнитель своих стихов и песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару.
По итогам опроса ВЦИОМ, проводившегося в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведенный ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютное большинство знает Высоцкого, а около 70% ответили, что относятся к нему положительно и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века.
Первое "знакомство" 7-8 класс, черная виниловая пластинка с песнями из к/ф "Вертикаль". Кто поет - не знала, но все песни выучила наизусть. Особенно нравилась :
"Здесь вам не равнины, Здесь климат иной, Идут лавины одна за одной. И здесь за камнепадом ревет канепад. И надо свернуть , Обрыв обогнуть, Но мы выбираем трудный путь. Опасный. как военная тропа..." (Что-то еще помню.)
А в 11-м, помните,Nostalgia, или после 11 класса - берег озера, магнитофон, нас человек 5-6 вместе с вами и песни " Ты глянь, какие клоуны..." И это тоже оказался Высоцкий.
Высоцкий, конечно, заслужил, что его помнят до сих пор. И ещё долго будут помнить. Даже дети, воспитанные на попсе, услышав хоть раз песни Высоцкого, поймут почему он так интересен для каждого. У него песни не просто набор случайных слов под музыку, а настоящие философские рассуждения, написаные и пропетые иногда в ироничной форме. И мне не нравится, как сейчас в передачах ТВ, посвящённых Высоцкому, поют его песни артисты и певцы. Теряется самое главное - его нерв, смысл его песен.
Творческая жизнь Высоцкого — это более 800 песен и стихов, 20 ролей в театре и около 30 ролей, сыгранных в кино. Владимир Семенович каждой написанной им строкой, каждым аккордом, каждым своим «криком», «раскатом грома» давал понять людям, что он их понимает. Он пел и о стране, и о насущных проблемах, и о далеких мечтах. Он рассказывал свои истории так, что хотелось ликовать и в то же время плакать от переизбытка чувств. Каждая его песня — это мир, который он подарил всем людям.
Высоцкого отличали от многих детей двора два качества: беспредельная доброта — он раздаривал и раздавал, что имел; хранил в кармане кусочек хлеба, чтобы отдать недоедавшей матери, когда та возвращалась домой после работы.
А вторая его особенность поражала всех знакомых, особенно когда они звонили Высоцким по телефону. Если двухлетний малыш брал в руки трубку и начинал разговор, то его нередко принимали за взрослого. Настолько низкий, густой, не детский был у него голос.
Однажды на уроке учительница попросила второклассника Высоцкого громко спеть песенку. Он старательно выполнил её просьбу. Но допеть до конца не смог, как и досидеть урок, — учительница выставила ребенка за дверь класса и поставила двойку очевидно, посчитав, что он издевается над ней.
Когда Высоцкий первый раз в жизни пришел пробоваться и спел, над ним посмеялись и сказали, что с такими характеристиками (хрипотца и т.д.) он не будет петь никогда. Однако он продолжал ходить на пробы. Когда Владимир Семенович пришел в другой театр, один преподаватель его спросил: — Что ты умеешь? — Я песни пишу. — Мне надо бежать, но минут 30 я тебя послушаю. В итоге эти 30 минут растянулись на 2,5 часа.
Первая сумасшедшая любовь
Во время гастролей театра Высоцкому приходилось выкраивать время, чтобы свидеться со своей первой женой Изой Жуковой. Однажды он приехал
к ней в Ростов на крыше вагона. «Я пришла встречать Володю, все выходят — его нет. Мне говорят: «А твой сидит на крыше... Ему интереснее было на крыше приехать», — вспоминает она.
Зрелое творчество.
Высоцкого отличала фантастическая работоспособность: за 42 года — более 800 стихотворений, пластинки (и у нас, и на Западе), проза, два сценария, режиссёрский замысел фильма «Зелёный фургон», радиоспектакли, двадцать семь ролей в кино (последняя — Дон Гуан в «Маленьких трагедиях»), песни к десятку фильмов.
И, конечно, роли в театре. Иногда — эпизоды, но их по 4-5 в одном спектакле. И концерты, концерты... Иногда — по пять-шесть в день! Он отрабатывал их честно — до сбитых в кровь пальцев и сорванных голосовых связок.
Спортсмен.
«Я очень много занимался спортом, когда был помоложе, — занимался просто так, — боксом, акробатикой — да многими всякими видами спорта...
Потом уже когда стал актером, я стал заниматься спортом для сцены — потому что у нас в театре приходится делать всякие акробатические номера...» Но больше, чем спорт, Высоцкий любил сочинять песни о нем. Спортивные байки к нему приходили с городских дворов, трибун стадионов, от друзей.
Любимец толпы.
Когда Высоцкий однажды прилетел на самолёте из очередного путешествия, трап обступила огромная толпа народа и все тянули к нему фотографии, или, что окажется под рукой для автографа. Один человек протянул партбилет. Высоцкий, увидев это, сказал: «Зачем? Вас же выгонят из партии». На что тот, немного подумав, ответил: «А, и хрен с ним, распишитесь».
Верная муза.
У Высоцкого за всю его жизнь было огромное количество романов и отношений. Однако ни Иза Жукова, ни его вторая жена Людмила Абрамова, ни молодая артистка Лариса Лужина, ни актриса Татьяна Иваненко, ни его последняя любовь Оксана Афанасьева не дали поэту столько вдохновения и поддержки как Марина Влади.
Именно ее Высоцкий будил по ночам, чтобы спеть только что написанную песню. Прославленная актриса по одному его зову бросала все, чтобы быть с ним, когда он попадал в очередную аварию.
Свои письма Марине Высоцкий подписывал «от Тебя» из-за старой легенды про невесту, которая не пускала в дом жениха, который на вопрос «кто это?» отвечал «это я». Она открыла ему только тогда, когда он сказал «это ты».
За всю жизнь у Высоцкого было большое количество машин. Среди моделей были и ВАЗ-2101, и Волга ГАЗ-21, и подаренный Мариной Влади Рено 16, однако все они были разбиты певцом, который ко всему прочему очень любил погонять на скорости 200 км в час.
Спустя некоторое время Высоцкий купил себе Мерседес. Такой тогда был только у Брежнева, и постовые часто отдавали честь Владимиру, думая что это колесит сам Генсек. Когда же спустя некоторое время они узнали, что на машине ездит Владимир Семенович, то честь отдавали с еще большим усердием и бескорыстно!
Вот это называется всенародно любимый исполнитель.
Прости, ошиблись.
Во время отдыха в Сочи в гостиничный номер Высоцкого заглянули воры. Вместе с вещами и одеждой они прихватили и все документы, и даже ключ от московской квартиры. Обнаружив пропажу, Высоцкий отправился в ближайшее отделение милиции, написал заявление, и ему обещали помочь.
Но помощи не понадобилось. Когда он вернулся в номер, там уже лежали похищенные вещи и записка: «Прости, Владимир Семенович, мы не знали, чьи это вещи. Джинсы, к сожалению, мы уже продали, но куртку и документы возвращаем в целости и сохранности».
На грани смерти.
Летом 1969 года у Высоцкого был тяжёлый приступ, и тогда он выжил только благодаря Марине Влади, которая в это время была в Москве.
Проходя мимо ванной, она услышала стоны и увидела, что Высоцкий кровоточит горлом. Она вспоминает: «Ты больше не говоришь,
полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать „скорую“, у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника.
Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал...
Они, наконец, понимают, что умирающий — это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина — французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле...»
К счастью, врачи привезли Высоцкого в Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки — и он бы не выжил. Врачи боролись за его жизнь восемнадцать часов.
Проблемы?
Когда в 1979 году Высоцкий приехал в Америку, его сразу же окружила толпа журналистов. Первым же вопросом был вопрос об «ужасах советской действительности» и о «бесчеловечности коммунистического режима». — Но неужели вы думаете, — отрезал Высоцкий, — что если у меня есть проблемы с моим правительством, то я приехал решать их здесь? Больше его не провоцировали.
Тихая смерть.
Владимир Семенович умер в самый разгар Олимпийских Игр, проходивших в Москве. Советские власти всячески пытались скрыть этот факт от народа.
О том, что страна лишилась великого поэта, артиста, барда и актера, свидетельствовали лишь два небольших некролога в газетах «Вечерняя Москва» и «Советская Россия» и скромное объявление над окошком кассы Театра на Таганке: «Умер актер Владимир Высоцкий». Тогда ни один человек не сдал обратно билет, сохранив его у себя как реликвию.
Через пару дней за публикацию заметки о смерти Высоцкого был снят с должности главный редактор «Вечерней Москвы». И несмотря на все препятствия, возле Театра на Таганке собралась огромная толпа, люди не расходились на протяжении нескольких дней.
В день похорон многие стояли даже на крышах близлежащих зданий. Проститься с артистом пришли около 40 тысяч человек.
Герой не забыт.
В честь Высоцкого названо десятки улиц в разных городах мира, современный небоскрёб в Екатеринбурге, астероид, перевал и перевальное плато, каньон, ледник, перевалы, одна из скал горы Качканар, одна из Пинежских карстовых пещер в Архангельской области, плато в архипелаге Огненная земля, пассажирский теплоход, танкер, катера, яхты, самолёт Airbus A330, существует 2 сорта гладиолусов, и большое количество кафе, и ресторанов.
Никита Высоцкий: Отлично помню дикий ужас, что умрет и мама, и брат, и я сам
Никита Высоцкий
Никита Высоцкий исполнил мечту отца. Владимир Семенович в последние годы буквально грезил о режиссуре и даже снял ряд ключевых сцен картины «Место встречи изменить нельзя» – Станислав Говорухин, отъехав по делам, доверил. Никита Владимирович завершил съемки ленты «Безопасность», где впервые сел в кресло режиссера.
Последнее «Стоп! Снято!» на площадке прозвучало незадолго до юбилея – в августе Никите Высоцкому исполняется 50.
Золотухин вдруг стал часто сниться
– Так вышло, что мы беседуем накануне дня памяти Владимира Семеновича – 25 июля 1980 года актер и поэт ушел из жизни в 42 года. Вы уже старше его, но, наверное, в июле неизменно мыслями возвращаетесь в тот далекий и горький день?
– Да. Но знаете – странная вещь, – понимание того, что отца больше нет, пришло значительно позже. А в те дни, когда все случилось, – ощущение, словно наблюдаю со стороны. Помню летнюю Москву, отца привезли в Театр на Таганке около 6 утра или чуть раньше. Мы приехали с бабушкой, мамой и братом. Площадь возле театра безлюдная. А спустя четыре часа, в 10 утра, она вся была заполнена народом, люди стояли и на крышах по 10–15 человек, и в окнах окрестных домов. И все молчали. Вот эти две картинки врезались в память: только что абсолютно пустая Москва – и вдруг буквально море людей. И не спрячешься. Приходишь во двор – а кто-то из соседей «в память о Володе» на весь двор врубил магнитофон, и льются его песни. Подходит один, второй, третий… Знакомые отца, его друзья, поклонники… Хлопают по плечу: «Сочувствуем, держись». А у меня снова слезы градом. И внутри пустота, словно всё выжгли. Потом на семейном совете решили, что я должен
пожить с бабушкой Ниной Максимовной. Ее нельзя было оставлять, очень тяжело переживала смерть сына и сама чуть не умерла. И я своим тогда еще юным умом сообразил: надо помогать ей, квартиру убирать, в магазин ходить – погрузился в дела, а осенью начались занятия в школе, и рана стала понемногу затягиваться.
Никита Высоцкий: Отца привезли в Театр на Таганке около 6 утра или чуть раньше. Площадь возле театра безлюдная. А спустя 4 часа она вся была заполнена народом, люди стояли и на крышах по 10–15 человек, и в окнах окрестных домов. И все молчали. Вот эти две картинки врезались в память
– Но осознание, понимание смерти как финала, в глобальном смысле, впервые пришло к вам, 16-летнему, именно тогда?
– Нет, гораздо раньше. Лет в 6–7, тогда умер близкий человек. И я был настолько потрясен, буквально раздавлен, спрашивал у взрослых: «Неужели и меня тоже когда-то не станет?!» Они, как могли, успокаивали: ну, это случится еще не скоро. Но от этих слов становилось еще ужаснее. Я отлично помню то состояние – понимания, что однажды умрет и мама, и папа, и брат, и сам я тоже умру. Дикий ужас. Примешивалась, безусловно, и глубокая горечь от потери – вот этот конкретный, близкий человек, лежащий в гробу, больше не появится в моей жизни. Год с лишним назад умер близкий друг отца и мой – Валерий Сергеевич Золотухин. Теперь Валерий Сергеевич мне вдруг стал часто сниться. Я просыпался и вспоминал: его больше нет... Но в детстве я не знал, что с этим чувством потери делать. А сейчас иду на кухню, завариваю себе чай, занимаю себя мыслями о работе.
Отец спасал голову Абдулова
– Люди, знавшие Владимира Семеновича, уверяют, будто он был человеком бесстрашным и любил ходить по краю.
– Мне сложно судить, так это или нет. Многого не помню или не знаю, о чем-то могу судить лишь по рассказам друзей отца. Например, Сева Абдулов рассказывал, как они вдвоем разбились на машине – вылетели на очень высокой скорости на обочину, во что-то врезались. У Севы незадолго до того была травма головы, лежал в больнице. И мой отец, вылетая через лобовое стекло в момент удара, вместо того чтобы рефлекторно закрыться руками самому, держал ладони над головой Севы – чтобы тот во второй раз не травмировался. И Сева практически не пострадал, несильно его стукнуло, отцу удалось смягчить удар… Вряд ли папе совсем были чужды страхи, все же живой человек. Просто способен был быстро принимать решения. У меня, в отличие от него, думаю, все же более замедленные реакции.
– И рефлексии? Они, говорят психологи, у мужчин (в среднем по статистике) начинаются как раз в 50. На 20 лет позже, чем у женщин – у нас переоценка ценностей приходится на 30-летний возраст.
– Ощущения у меня двойственные. Вроде бы нервничаю, замечая в характере или внешности близких мне людей следы течения времени. Например, седые волосы. Или когда человек начинает проявлять излишнюю, так я называю, мудрость – этакую назидательную ворчливость, первый признак старости. Меня это пугает: может быть, и во мне уже присутствует, просто не замечаю? С другой стороны, мыслей, что лучшие годы позади, тоже нет. Жив-здоров, энергии и сил хватает. Я очень зависим от работы. Если все удается – летаю. Если не очень доволен собой и результатом – мрачнею и ничего мне не надо.
В третью мировую войну не верю
– Не могу не задать вопрос на горькую политическую тему, тем более что ваш старший сын живет в Киеве. Следите за ситуацией на Украине?
– Сыну звонил не раз, когда начались события на Майдане, да и потом тоже. Предлагал переехать в Москву, тут безопаснее. Но он отвечал: папа, не волнуйся, все в порядке. Что ж, он взрослый человек, скоро 28 лет стукнет, и сам принимает решения.
Об Украине что ни скажи, обязательно будешь для кого-то подлецом. А вообще, там все пострадавшие. Но однажды это безумие закончится, обязательно, не может же продолжаться вечно. В третью мировую войну, которой тоже пугают, я не верю.
– Желаем вам отпраздновать юбилей и чтобы ничто не испортило настроение и праздник.
– Спасибо, вот уже начинаю думать, где организовать банкет по случаю.
Сценарий к картине «Безопасность» написал Андрей Кивинов, автор легендарных «Улиц разбитых фонарей», «Убойной силы», «Каникул строгого режима» и других лент, которые давно стали историей.
Режиссеров два – Никита Высоцкий и Илья Лебедев. «Работали в связке, разделив полномочия. Впереди монтаж и озвучание, мое ощущение: кино удается, – говорит Высоцкий. – Хотя, если честно, всегда нервничаю, завершая любую работу: а вдруг облажаюсь?»
Лента выйдет предположительно в новом сезоне на «Первом канале».
Рано утром 25 июля 1980 г. из уст в уста передавали: «Слышали? Высоцкий умер!»
Недавно - наконец! - в Москве, родном и любимом городе Высоцкого, власти решили: быть улице его имени. Вместо двух Таганских тупиков близ его Театра на Таганке. Игра слов, игра судьбы? Вспоминается его «Нить Ариадны»: «Трудно дышать, не отыскать воздух и свет... Словно в час пик, всюду тупик - выхода нет!.. Хаос, возня - и у меня выхода нет!.. Наверняка из тупика - выхода нет!»
Был обречён?
В его жизни всё было и вопреки, наперекор. Даже тело своё он советовал, если утонет (а в 1966-м он тонул в реке Кура - спас друг Жора Епифанцев), ловить не внизу, а выше по течению. А уж если бегать - только иноходцем, «по-иному, то есть - не как все», «не под седлом и без узды»!
После смерти Высоцкого прошло 35 лет. Но большое ясно видится даже на столь малом для истории расстоянии. Особенно в наше безгеройное время, несмотря на то что Высоцкого очень скоро накрыла и опутала вся пошлость посмертной славы - сплетнями «в виде версий», махинациями, скандалами и распрями. Так же, как его связали простынями в последние страшные часы, что он доживал на узкой тахте в квартире на Малой Грузинской. Много позже после той страшной июльской ночи Марина Влади, его самая, наверное, большая любовь, скажет в интервью «АиФ»: «Мог бы Володя прожить дольше или он был обречён сгореть так рано? Этого никто не может сказать! В те, последние, годы, когда мы снова были вместе, я собиралась вновь приютить его у себя. Переселить его в мой дом под Парижем, куда я вернулась после разрыва с ним. Я была готова снова бороться с его недугами, лечить… Но Володя прекрасно понимал, что ради этого ему придётся бросить поэзию, театр. Если бы он на самом деле стал жить немножко по-другому, не мучиться так, как он мучился, может, он и прожил бы дольше. Но это - вопрос без ответа...»
Его посмертная слава - не чета его славе прижизненной, всенародной. Есть рейтинг - второй после Гагарина по фантастической популярности. Он был и впрямь «всенародный Володя».
Заплатил жизнью
«Умер народный артист Советского Союза», - сказал тогда над гробом Никита Михалков. Те, кто пытался сосчитать пришедших (ещё с ночи на 28 июля 1980 г.) проститься с Высоцким, сбились, досчитав до 100 тысяч. Мне довелось быть там, на Таганке, в тот день. Никогда не видела я столько мужиков со слезами на глазах - и с магнитофонами в очереди, и в оцеплении в форме. В той очереди к театру стояли космонавты и фронтовики, академики и урки, торгаши и работяги, физики и лирики, студенты и барышни, стюардессы и официантки, допотопные старушки в шляпках… Высоцкого обожала вся страна. Ему прощали дорожные нарушения, его брали в море, в горы, в небо, под воду и в космос (голосом, на плёнках). К нему по первому звонку летели
«свои скорые», ему незаконно отпускали «лекарство». За «лекарство» это Высоцкий заплатил по полной - болью, мучением и гибелью в конце концов. Заплатил жизнью. Ещё в конце 60-х он написал: «Я лежу в палате наркоманов, чувствую - сам сяду на иглу».
И всё-таки в главном Высоцкий для тех, кто его знал и помнит, - лёгкий, победно обаятельный, спортивный, азартный, исключительно доброжелательный, застенчивый, легко краснеющий, компанейский, увлекающийся, как ребёнок, ранимый, взрывной и отходчивый, жадно живущий, залюбленный и недолюбленный, юморной (включите его смешные песни - обхохочетесь, как хохотала великая Плисецкая, чуть не упав со стула, над его «Письмом с выставки»). Как верно заметил Вениамин Смехов - в нём было очень много жизнелюбия, оптимизма. И - нежность к людям. «Он очень добрым был парнем», «главное было - его доброта», «добрая ребячья душа» - вспоминают о нём. Вечно кому-то что-то доставал, пробивал, привозил - от лекарств до косметики и игрушечных машинок. Пел, если просили, в поездах, больничных палатах, капитанских и пилотских рубках, на палубах, в костюмерных, кладовках…
Перечитала массу воспоминаний (а всю жизнь его уже перетрясли до костей). Запомнилось, царапнуло: как регулярно прокалывали шины у его «Мерседесов». Как царапали брань на стекле или звонили домой: «Живой? А говорят, эмигрировал, спился, повесился!» Как прилежно писали «служебные записки» коллеги по Таганке: «был нетрезв», «опоздал»… А общее собрание труппы на гастролях в Риге: «уволить!» А вечные претензии, выговариваемые Любимову: Высоцкому, значит, можно, а другим нельзя? А зависть?
«Пой давай!»
Что же такое Высоцкий? Невысокий человек заурядной наружности, с хриплым голосом, не сверхблестящий артист, не выдающийся поэт... Высоцкий, которого знаменитейший композитор Альфред Шнитке назвал «гениальным человеком». А Юрий Любимов, натерпевшийся как никто от «недисциплинированного» актёра, писал: «Наверное, когда-нибудь будет изобретён прибор и, слушая песни Высоцкого, учёные найдут то, что было в этом надорванном хрипатом голосе, который кричал на всю страну и всё-таки докричался до миллионов сердец. Почему такая феноменальная любовь и популярность? Он «зарифмовал всю Россию», как Гоголь про Пушкина сказал, он снял лак официальности. Он её в песнях «вочеловечил». И поэтому его хоронили как национального героя».
Он состоялся вопреки всему - генам, семье, среде, власти. «Нет певческого голоса» - вердикт в Школе-студии МХАТ. А он обаял, заворожил, оглушил этим голосом всю страну. В Театре им. Пушкина играл Лешего и Бабу-ягу, был рад роли в спектакле под названием «Свиные хвостики» - и покорил вершину мирового актёрского репертуара Гамлета. Рядовой артист (согласно трудовой книжке) с нищенским окладом среднего инженера, носивший пальто с чужого плеча и худые ботинки, ходивший годами в одном пиджаке и радующийся концертной ставке в 5 рублей (репертуар ему утверждали партийные чиновники)... И вместе с тем один из самых модных, щёгольски одетых столичных артистов, да ещё и рессекающий с бешеной скоростью по Москве на «Мерседесе»! Кроме авто, Высоцкий обожал лошадей, прекрасно держался в седле. «Чуть помедленнее, кони!» - это написано незадолго до исхода. А весь свой 42-летний век, точно раздираемый мощнейшей внутренней силой, он этих своих привередливых коней лишь пришпоривал и погонял. Юрий Визбор вспоминал: «Много россказней ходит о его запоях. Однако мало кто знает, что он был рабом «поэтических запоев» - по 3-4 дня, заперевшись, писал как одержимый». Ночами, на обоях и обрывках бумаги. И читал, называя эти уходы в чтение - «взапчит». Истово, самозабвенно пел и играл на сцене. Когда пропадал голос - читал почти шёпотом стихи и рассказывал о своём театре, съёмках, коллегах. Однажды на концерте за месяц до смерти в ответ он услышал из зала: «Кончай трепаться! Пой давай, бери гитару и пой!» Он взял гитару… и ушёл со сцены, а потом долго молча сидел, прижимая её к себе, на глазах - слёзы.
Фото: www.russianlook.com
У него есть немыслимо трагические стихи, написанные незадолго до смерти:
«Я оправданья вовсе не ищу - Пусть жизнь уходит, ускользает, тает, Но я себе мгновенья не прощу, Когда меня ОН вдруг одолевает. Но я собрал ещё остаток сил, Теперь его не вывезет кривая: Я в глотку, в вены яд себе вгоняю - Пусть жрёт, пусть сдохнет - я перехитрил!»
Историю его болезни оставим докторам (а лечился он постоянно, добровольно и сознательно с 26 лет, понимая отлично свою беду и её возможные последствия). Грехи? Ему уж точно «есть что спеть, представ перед Всевышним» и «есть чем оправдаться перед ним». А нам… «Может, кто-то когда-то поставит свечу мне за голый мой нерв, на котором кричу, за весёлый манер, на котором шучу»... За то, что «всегда старался быть искренним».
Да, сегодня 35 лет, как не стало Владимира Высоцкого. Многим нравились и нравятся его песни. Первый раз его песни я услышал в фильме "Вертикаль" в 66-67-м году. Интересно, что Владимир Высоцкий родился 25-го января 38-го, а умер 25-го июля 80-го. В сентябре 68-го я со своим товарищем были проездом в Москве на Курском вокзале в медпункте и нам медсестра много рассказывала про Владимира Высоцкого. Сказала, что он очень часто ходит по Курскому вокзалу в пьяном виде, чему я был очень удивлён.
Красавицу Шурочку Владимир Высоцкий называл «моя военная тётя». Она была женой дяди, младшего брата отца поэта. История любви этих двух людей послужила вдохновением для Высоцкого на годы вперёд.
И почти вся знаменитая военная лирика Владимира Высоцкого - из тех фронтовых рассказов, что он слышал в гостях у тёти Шуры и дяди Лёши, на груди которого он ребёнком с волнением насчитал 7 орденов. Из них три - Красного Знамени. С дядей Лёшей поэта связывали теснейшие узы. Дядя был тем, кто в январе 1938 г. встречал младенца Володю на крыльце московского роддома. Отец Володи, Сёмен Высоцкий, был в этот момент в отъезде, и его младший 18-летний брат Алексей помогал новорождённому племяннику и его маме добраться до дома.
Пять ранений
Вскоре после появления на свет маленького Володи Алексей поступил в артиллерийское училище. Войну он встретил офицером. В июле 1941 г. Алексей впервые увидел 18-летнюю кубанскую казачку Александру Таран. Она поступила в дивизион, которым он командовал, на должность военфельдшера. Это была любовь с первого взгляда под аккомпанемент разрывов снарядов и свист пуль. Молодые расписались на фронте. Во время боя и обстрелов каждый боялся больше за любимого, чем за себя.
Ближе всего смерть подошла в июле 1942 г., когда немцы рвались к Сталинграду, а полк Алексея прикрывал наши отходившие части. Шура очнулась в госпитале. Врачи рассказали, что у неё было пять ранений. И что снарядом ей оторвало левую руку. Хирург успокаивал: «Тебе Бог столько дал. Всё равно хорошенькая, как лялька!» В госпитале Шуре сообщили, что Алексей погиб на поле боя. Жить дальше помогла теплившаяся в сердце надежда, что ненаглядный Лёшенька всё-таки жив. А он и вправду был жив, но изо всех сил лез под пули после того, как получил... похоронку на Шуру. Сказывалась неразбериха и хаос во время отступления.
Шура выписалась из госпиталя с единственным имуществом - котелком, который держала в уцелевшей руке. Она написала родителям мужа и осторожно спросила о его судьбе. Весточка попала к брату Алексея - Семёну, который служил в Москве в Генштабе. В тот же день он сообщил Алексею на передовую адрес Шуры: Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 128. Алексей отпросился у командира полка, помчался за сотни километров на машине. Вбежал в ростовскую коммуналку. И не застал любимую. «Не знала, что у Шуры есть муж, - удивилась соседка, глядя на красавца артиллериста. - Она ушла за пайком». Алексей кинулся вниз искать Шурочку на улице. Разглядел её в длинной очереди за хлебом. Исхудавшая Шурочка была одета в обноски с чужого плеча, пустой рукав потрёпанной кофточки был заправлен в солдатский ремень. «Видишь, что со мной», - тихо сказала Шура. «Всего-то!» - ответил Алексей. Он осторожно сжал её в объятиях и дал себе слово, что, если выживет, будет одевать жену как королеву.
В тот же день Алексей увёз Шурочку на передовую, где она стала заведовать полковой аптекой. Вместе они освобождали Украину и Польшу. Встречали весну 1945 г. в Берлине. И какую весну! День Победы приходится на день рождения Александры - 9 мая!
Мирное время подарило влюблённым сына Александра и дочь Ирэну. Алексей продолжил службу кадрового офицера, при этом окончил заочно журфак МГУ. И осуществил свою мечту - в отставке написал одну за другой несколько книг, посвящённых подвигам боевых товарищей. Занялся документальным кино. В 1960 г. снял фильм о Михаиле Девятаеве, совершившем побег из концлагеря на фашистском самолёте.
«Моя королева!»
«Папа не забыл слово, которое сам себе дал, - что будет одевать маму как королеву, - рассказывает «АиФ» Ирэна Высоцкая. - Гонорар за первую книгу он потратил на шубу для неё. А в другой раз на съёмках в командировке жил впроголодь, потому что командировочные потратил, купив маме туфли. Когда мама шла в Москве по Тверской, на неё оглядывались. Думали, идёт кинозвезда.
Папа серьёзно заболел в 1975 г. Как говорил Володя (Владимир Высоцкий. - Ред.), «его догнали фронтовые раны». Мама два года с одной рукой ухаживала за лежачим отцом, никого к нему не подпускала. Я, конечно, помогала по хозяйству, ходила за продуктами. Когда однополчане узнали, что отец заболел, они постоянно звонили, а будучи в Москве, приезжали в больницу. Я узнала, что на фронте 22-летнего отца солдаты звали «батей». Их рассказы о том, как в лютый мороз он отдал солдату портянки, сняв с себя, как сам прокладывал путь через минное поле, - навсегда со мной. Папа умер в 1977 г. Мама запрещала себе плакать. А Володю известие о смерти дяди застало в Париже. Те, кто был рядом, вспоминали, как горько он зарыдал. Папа много для него значил. На творческих вечерах Володя часто рассказывал о моём отце. А маме посвятил стихи: «И когда наши девушки сменят шинели на платьица,/ Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять…»
Алексея не стало в 1977 г., Александра пережила его на 30 лет. Фото: Из личного архива/ Алексей Высоцкий
Александра Ивановна пережила мужа на 30 лет. За это время похоронила не только любимого племянника Владимира Высоцкого. В 1991 г. трагически погиб её сын Александр. «Я узнала о гибели брата первая. Мне выпала страшная миссия рассказать об этом маме. А потом умер мой муж. И в девяностых - двухтысячных годах для нас наступили непростые времена. Я зарабатывала небольшие деньги. Мама получала небольшую пенсию. Когда в 2008 г. мамы не стало, проводить её мне помогли поклонники Володи. Если бы не они - не знаю, что бы я и делала.
Маму похоронили на Ваганьковском кладбище, она упокоилась рядом с папой и братом. Не помню, чтобы она когда-нибудь на что-то жаловалась. Она прожила счастливую жизнь».
P. S. Недавно на родине Шурочки, в станице Тамань, неравнодушными людьми из проекта «Аллея российской славы» на частные пожертвования были установлены два бюста: Алексея и Александры Высоцких. Чтобы помнили...
Бизнесмен из Екатеринбурга купил последнее стихотворение Высоцкого за четверть миллиона евро.
Легендарный певец написал его за полтора месяца до смерти
Сенсационный для всех поклонников творчества Владимира Семеновича аукцион прошел в Париже 24 и 25 ноября. Аукционный дом Drouot продал личные вещи 77-летней Марины Влади, которые она выставила на торги. Среди ценностей - артефакты, связанные с творчеством третьего мужа актрисы, Владимира Высоцкого: фотографии, украшения, его личные вещи.
«И снизу лед, и сверху - маюсь между, - пробить ли верх иль пробуравить низ?..», - эти строки были написаны 11 июня 1980 года на карточке туристического агентства Viazur и считаются последними строчками Высоцкого, которого не стало спустя полтора месяца. Стартовая цена листочка со стихами - 10 тысяч евро.
"Это самые дорогие строки в истории. Я специально посмотрел в Интернете. В России нет ни одного аналогичного артефакта за такую цену. Столько не стоят ни письма Петра I, ни стихи Пушкина", - говорит Гавриловский
Но уральский бизнесмен Андрей Гавриловский (в Екатеринбурге занимался строительством бизнес-центров, сейчас эмигрировал во Францию) взвинтил стоимость лота до заоблачных высот. Он отдал за последние стихи Высоцкого 252 тысячи (такая сумма вышла с налогами)!
- Это самые дорогие строки в истории. Я специально посмотрел в Интернете. В России нет ни одного аналогичного артефакта за такую цену. Столько не стоят ни письма Петра I, ни стихи Пушкина, - говорит счастливый обладатель последних строк Владимира Семеновича. - Деньги здесь не главное. Это цена творчества Высоцкого! Знаете, на аукционе были и ювелирные вещи. Они уходили дешевле, чем фотографии Высоцкого и Влади.
Стихотворение будет выставляться в Музее Высоцкого в Екатеринбурге в важные даты: в день смерти и день рождения. Всего Гавриловский приобрел 37 лотов на общую сумму 365 тысяч евро.
Стихотворение стало самым лакомым лотом аукциона
- Понятно, что Марина Влади начала продавать вещи не от хорошей жизни, - добавляет Гавриловский. - Ей 77 лет, у нее трое детей, которым она помогает. Да и жизнь в Париже не дешевая. Но обвинять ее в меркантильности нечестно. В свое время она безвозмездно отдала государственному архиву России целую коллекцию писем, фотографий и вещей Владимира Семеновича. Когда я разговаривал по телефону с Никитой Высоцким уже после аукциона, он сказал: «Папа на том свете скажет тебе «спасибо». Ведь этими деньгами ты помогаешь самому близкому его человеку – Марине!"
Андрей Гавриловский является одним из самых страстных поклонников творчества великого поэта. Недаром в Екатеринбурге с подачи бизнесмена появился небоскреб «Высоцкий». И там же, в стенах здания, открылся музей Владимира Семеновича.
Как скоро стихотворение можно будет увидеть в Екатеринбурге? Пока ответа на этот вопрос нет даже у новоявленного владельца строчек.
- По нашим законам, привезти стихи в Россию без пошлины можно только в том случае, если их признают культурной ценностью. Для этого надо будет сделать специальную экспертизу. Я не сомневаюсь, что их признают, но сколько это займет времени, непонятно, - говорит коммерсант.
Публикуем само стихотворение
И снизу лёд и сверху — маюсь между,— Пробить ли верх иль пробуравить низ? Конечно — всплыть и не терять надежду, А там — за дело в ожиданье виз. Лёд надо мною, надломись и тресни! Я весь в поту, как пахарь от сохи. Вернусь к тебе, как корабли из песни, Всё помня, даже старые стихи. Мне меньше полувека — сорок с лишним,— Я жив, тобой и Господом храним. Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед Ним.
Японский артист Морихиро Ивата - «КП»: Что такое «пьешь с похмелья» - понимаю. Но песня не об этом...
Артист балета из Страны восходящего солнца на Международном фестивале в Донецке станцевал под музыку Владимира Высоцкого.
В сон мне - желтые огни, И хриплю во сне я: - Повремени, повремени,- Утро мудренее!
Морихиро Ивата - «КП»: Что такое «пьешь с похмелья» - понимаю. Но песня не об этом...
Песня Владимира Высоцкого - в Донецком театре оперы и балета. Рвануло так (слава Богу - это были музыкальные аккорды и голос великого барда!) - что зал оторопел. Даже - Иосиф Кобзон, который специально приехал на открытие фестиваля. И вдруг... на сцену выходит артист. И каждую песенную фразу выражает... языком движений.
Но и утром всё не так, Нет того веселья: Или куришь натощак, Или пьешь с похмелья.
Это танцует - неистово! - японец Морихиро Ивата, солист Бурятского театра оперы и балета. Если бы все происходило в Улан-Удэ, Смоленске или Москве - может, номер не вызвал бы таких бурных эмоций у зрителей. Но в Донецке, где напряжение растет день ото дня (город обстреливают не только ночью, но и днем) и песня, и танец воспринимаются совсем иначе.
Аплодисменты сквозь слезы...
В кабаках - зеленый штоф, Белые салфетки. Рай для нищих и шутов, Мне ж - как птице в клетке!
У меня комок в горле. И - мурашки по спине..
После концерта нахожу артиста, задаю первые попавшиеся - совсем «не балетные» - вопросы...
- Господин Ивата, вы - гражданин…
- Японии.
- Россия - под санкциями Запада, в том числе и за позицию по Донбассу, и Япония эти санкции поддержала. Вас это не испугало? Вы вот взяли и сюда приехали.
- Конечно, честно сказать, слух идет, телевизор показывает, интернет показывает. Но мне мои друзья из Донецка сказали: приезжай, все нормально, мы верим, поддержать надо просто.
- А японское правительство не будет вас ругать?
- А чего там? Я же просто как артист.
- А вы согласовывали со своим консульством?
- Да нет, конечно.
- Самостоятельно?
- Конечно, самостоятельно. Я как человек, как артист просто поддерживаю людей, которые невинные. Я в политике вообще не участвую, мне просто жалко людей.
- Почему вы репертуар такой необычный себе взяли?
- Ну как сказать... Мне нравится голос Высоцкого. Его энергетика, смысл, эмоции.
Вдоль дороги - лес густой С Бабами-Ягами, А в конце дороги той - Плаха с топорами.
- Скажите, вы сами срежиссировали все это?
- Да, я
этот танец сам ставил.
- А вы русский язык хорошо знаете?
- Я с 90-го года нахожусь здесь, еще с советских годов. В Москве я долго жил, 22 года, 17 лет в Большом театре работал. Потом переехал в Бурятию, являюсь там художественным руководителем балета.
- Российского гражданства у вас нет?
- Нет. У меня орден есть российский. Орден Дружбы. Президент Медведев меня наградил в Кремле.
- Вот эти движения необычные у вас, вы их из жизни брали?
- Ну да. Через тело объясняешь настроение, язык.
- А слова вы все понимаете?
- Да. Кое-что, конечно, нет.
- Насчет похмелья понятно?
- Понятно. Знаете, Россия для меня – своя страна.
- Водку не пьете вы?
- Иногда пью.
- Голова с похмелья не болит?
- У меня не идет алкоголь.
- Сколько можете выпить?
- Я пью, сразу как-то пьянею. Много все равно не могу пить.
- То есть по-русски вы не можете пить?
- Нет, по-русски – нет.
- Вообще водка нравится?
- Водка? В компании нравится. Когда хорошая компания. А так – нет, у меня не идет алкоголь. Тосты, тосты, и потом в какой-то момент – бац.
- Сочувствую.
- Я три раза «скорую помощь» вызывал.
- Почему?
- Алкоголь.
- Отравление, что ли?
- Ну да.
- Надо постепенно, Морихиро, по 100 грамм, по 200. А вы-то сразу, наверное.
- Ну да... Только песня не об этом.
- Да? Как? А о чем же?
- Когда я танцевал, внутри у меня была борьба. В сегодняшнее время такая тема как раз здесь - в Донбассе.
Я - на гору впопыхах, Чтоб чего не вышло. А на горе стоит ольха, А под горою вишня.
Хоть бы склон увить плющом, Мне б и то отрада, Хоть бы что-нибудь еще... Все не так, как надо!
...Морихиро Ивата берет со стола стопку с водкой и идет чокаться с Кобзоном. Потом выпивает - залпом.
Дата: Понедельник, 25.07.2016, 10:33 | Сообщение # 13
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Владимир Высоцкий. Несыгранные роли
В фильмографии артиста могло быть гораздо больше, чем 30 фильмов. По самым скромным подсчетам, еще как минимум 70 ролей должны были достаться Высоцкому.
Высоцкий в кино сыграл около тридцати ролей. Однако, работ его в кино могло бы быть намного больше, не зря считается, что несыгранных ролей у Высоцкого больше, чем сыгранных. От некоторых ролей он отказывался сам, на некоторые не прошел пробы, но большинство были закрыты для него чиновниками от кинематографа. По самым скромным подсчетам, 70 ролей остались несыгранными Высоцким.
Пограничник. «Над Тиссой», 1957
Когда Высоцкому было 20 лет, он пробовался на небольшую роль пограничника в картине режиссера Дмитрия Васильева — приключенческую ленту о шпионах в Закарпатье. Но молодой актер пробы не прошел.
Сотник. «Андрей Рублев», 1965
Высоцкий пробовался на роль сотника Степана в картине Арсения Тарковского «Андрей Рублев». И даже прошел пробы — Тарковский решил его снимать в роли сотника Степана. Но затем Высоцкий был с роли снят. Есть две версии того, почему это случилось. Первая: приказ «свыше». Вторая — якобы Тарковский узнал о том, что Высоцкий злоупотребляет алкоголем даже во время съемок, после чего отказался с ним работать. И действительно, с того момента Высоцкий на роли в фильмах Тарковского не пробовался. А роль сотника сыграл Николай Граббе.
Сирано де Бержерак. «Сирано де Бержерак», 1969
Высоцкий собирался сниматься в главной роли в фильме, который планировал снимать Эльдар Рязанов. И даже лично просил Рязанова взять его на роль де Бержерака. Но пробы опять не прошел — в качестве окончательной кандидатуры Рязанов утвердил другого поэта:
Евгения Евтушенко. Правда, съемки так и не начались — Рязанову запретили снимать этот фильм.
Матрос-анархист. «Красная площадь», 1970
Режиссер Василий Ордынский снимал фильм о героях рабоче-крестьянской армии. Авторами сценария были Юлий Дунский и Валерий Фрид. И именно они потребовали от Ордынского, чтобы он взял на роль матроса Володи Кольцова Высоцкого. Однако, режиссер не захотел неприятностей с худсоветом «Мосфильма», и, после проб, отдал роль актеру Сергею Никоненко, несмотря на то, что Дунский и Фрид писали эту роль именно под Высоцкого, грозив даже забрать свой сценарий, если того не утвердят.
Генерал Чарнота. «Бег», 1970
В картине по мотивам произведений Михаила Булгакова, которую снимали режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов, Высоцкий пробовался на роль белого генерала, но не прошел кинопробы. Григория Чарноту сыграл Михаил Ульянов.
Нестор Махно. Несостоявшаяся картина, 1970
В 1970 году Владимир Высоцкий в соавторстве с Давидом Карапетяном написал сценарий о Несторе Махно и гражданской войне на Украине. Высоцкий собирался сыграть самого батьку, и даже ездил в места, где воевал Махно. Однако, дальше сценария дело не пошло, и картина так и не была снята.
Лазарев. «Проверка на дорогах», 1971
В картине Алексея Германа-старшего Владимир Высоцкий пробовался на роль бывшего военнопленного Александра Лазарева. Но сыграл перебежчика, помогающего партизанам, Владимир Заманский. Тут снова есть две версии, почему Высоцкий так и не сыграл эту роль. Автор сценария Эдуард Володарский вспоминал, что Герман якобы побоялся взять Высоцкого на съемки из-за его пристрастия к алкоголю. По другой, более официальной, кандидатуру поэта «зарубили» сверху.
Остап Бендер. «Золотой теленок», 1968 и «12 стульев», 1971
В картине Михаила Швейцера Высоцкий не прошел пробы — режиссер посчитал, что тот слишком трагичен для комедийной роли, и отдал предпочтение Сергею Юрскому. А в комедии Леонида Гайдая по роману Ильфа и Петрова Высоцкий вполне мог бы сыграть великого комбинатора — он успешно прошел пробы и был утвержден на роль. Но опять вместо него сыграл другой — грузинский актер Арчил Гомиашвили. Гайдай, позже комментируя этот случай, сказал, что ему сообщили о болезни Высоцкого, и ему пришлось срочно искать ему замену. Однако, другие источники утверждают, что и тут Высоцкого сняли из-за приказа от руководства студии.
Пугачев. «Емельян Пугачев», 1976
Режиссер Алексей Салтыков снимал картину по сценарию Эдуарда Володарского о Емельяне Пугачеве. Высоцкий пробовался на роль главного героя, и вроде даже успешно, но... Пугачева сыграл актер Евгений Матвеев. Кандидатуру Высоцкого опять забраковали чиновники, хотя и Салтыков и Володарский настаивали, чтобы эту роль отдали именно ему. Но с руководством студии в советские времена спорить было невозможно, и роль пришлось отдать другому актеру. Кстати, Володарский так и не простил Матвееву того, что он согласился сниматься вместо Высоцкого. Рыбак. «Восхождение», 1976
В картине Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова «Сотников» Высоцкий очень хотел сыграть роль партизана-изменника Рыбака. Однако, к началу съемок Высоцкий оказался занят на роли Ибрагима в картине «Арап Петра Великого». Но интерес к роли Рыбака у Высоцкого был так высок, что он иногда заглядывал из своего павильона в тот, где шли съемки «Восхождения». Рыбака же в итоге сыграл Владимир Гостюхин.
Д′Артаньян. «Д′Артаньян и три мушкетера», 1979
Когда режиссер Георгий Юнгвальд-Хинкевич собирался снимать картину о приключениях бравой четверки мушкетеров, на роль главного героя пробовался и Высоцкий, с которым режиссер находился в дружественных отношениях. Но Владимир Семенович тогда был занят на съемках телефильма «Место встречи изменить нельзя», и не мог сниматься «на два фронта». Д′Артаньяна сыграл Михаил Боярский, и фильм вышел на экраны в 1979 году. О том, что Высоцкий мог бы сыграть эту роль, неоднократно рассказывал в интервью сам Боярский.