Дата: Воскресенье, 22.09.2019, 17:12 | Сообщение # 256
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Путь водопроводной воды.
К 2024 году доля сельского населения в России, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, должна вырасти до 90,8%, а доля городского — до 99%. В целом по стране, по данным Роспотребнадзора, качественной водой сегодня обеспечены только 91,5% населения.
Отсутствие качественной питьевой воды в некоторых регионах объясняется недостатком современного оборудования для очистки воды и изношенностью инфраструктуры. Так, например, по данным «Российской газеты», в Сибирском федеральном округе изношенность водосетей составляет в среднем 80%. Поэтому из потребляемых в год двух миллиардов кубометров воды до нормативных показателей очищается только 56%. Остальная водопроводная вода после прохождения очистки подвергается вторичному загрязнению из-за неудовлетворительного состояния разводящих сетей. Появление вредных для человека частиц также обусловлено процессом обработки воды на промышленных очистных станциях, когда, например, для обеззараживания применяются большие дозы коагулянтов на основе железа или алюминия либо в воде остается избыточное содержание хлора и других побочных продуктов дезинфекции.
В Москве централизованное водоснабжение осуществляется в основном из поверхностных водоисточников. Из водохранилищ вода поступает на водопроводные очистные сооружения, где идет процесс очистки, осветления и обеззараживания. Высокое качество водопроводной воды достигается за счет классической схемы очистки с коагулированием, осветлением в отстойниках, а также на песчаных фильтрах и обеззараживанием гипохлоритом натрия. При необходимости вводится обработка воды озоном, активированным углем. Такая практика очистки воды характерна не только для Москвы, но и для других крупных городов мира (Париж, Лондон, Токио и т. д.), имеющих протяженную водопроводную сеть.
Существующая система централизованного водоснабжения Москвы позволяет обеспечивать жителей столицы питьевой водой, качество которой соответствует нормативным требованиям.
Перед подачей в городскую водопроводную сеть производится непрерывный контроль качества воды автоматическими анализаторами. Отбор проб воды для анализа производится более чем в 250 точках на территории города. Именно по результатам этих лабораторных исследований и оценивается качество водопроводной воды.
Информацию по теме смотрите в инфографике по ссылке (увеличьте изображение при помощи виртуальной лупы).
Дата: Четверг, 03.10.2019, 20:11 | Сообщение # 257
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Экономика и демография Китая за 70 лет.
Ежегодно 1 октября в Китае отмечают годовщину создания Китайской Народной Республики.
За 70 лет, прошедших с момента основания КНР, страна стала самым крупным экспортером и вторым импортером в мире. На сегодняшний день Китай имеет самые большие валютные резервы ($3,1072 трлн), а также является вторым крупнейшим государством по привлечению инвестиций и важной страной-экспортером капитала.
В 1949 году Китай начал активно развивать крупную тяжелую промышленность, пытаясь быстрыми темпами догнать Великобританию и США. Но будучи бедной страной с аграрной экономикой, достичь поставленных целей не удалось. До 1979 года экономика страны оставалась низкоэффективной, ее рост обеспечивался в основном за счет увеличения затрат.
И только спустя 30 лет после создания КНР в стране начался переход от плановой к рыночной экономике. Правительство начало поощрять производительность труда, предоставляя рабочим коллективных сельских хозяйств и государственных предприятий возможность получать часть дохода. Власти также позволили жителям страны устанавливать рыночные цены на товары. В то же время руководство продолжило оказывать помощь нежизнеспособным предприятиям в приоритетных секторах экономики и начало привлекать частные и совместные предприятия, а также прямые иностранные инвестиции для проектов в трудоемких отраслях экономики. Благодаря такой стратегии Китай смог сохранять стабильность и обеспечивать быстрый рост своей промышленности.
С 1979 года по 2010 год объем китайской экономики увеличился более чем в 16 раз и достиг 5,88 трлн. долларов США, доля в мировой экономике возросла с 1,8% до 9,3%. Переход Китая к рыночной экономике во второй половине 70-х годов совпал с развертыванием в мире второй научно-технической революции, базовыми направлениями которой были микроэлектроника, информатика, биотехнология. Сегодня китайские инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) занимают второе место в мире, а число одобренных заявок на патенты — первое место. В 2009 году Китай обогнал Японию и стал вторым государством мира по размеру экономики, а также крупнейшим в мире экспортером товаров, сместив с этой позиции Германию.
После вступления в ВТО в 2001 году годовой объем китайского импорта составил почти 750 млрд. долларов США. В этом году ожидается, что объем импорта превысит темпы среднего роста внешней торговли Китая. По данным министерства коммерции КНР, внешнеторговый оборот Китая только по итогам трех месяцев этого года составил более 1,027 трлн долларов.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот вырос на 1,5%.
Первое место в мире Китай занимает и по численности населения. По данным Всемирного банка, в 2018 году в Китае насчитывалось 1 395 млрд жителей. По оценке экспертов, уже к 2029 году численность населения Китая достигнет пика в 1 429 млрд человек, но затем начнется резкое сокращение, и к 2050 году в Поднебесной будет проживать до 1,36 млрд человек, количество рабочей силы при этом снизится на 200 млн человек. С учетом роста населения в ближайшие годы власти страны намерены повысить уровень жизни для более 1 млрд. жителей к 2020 году.
Информацию по теме смотрите в инфографике по ссылке (увеличьте изображение при помощи виртуальной лупы).
Лауреатов Нобелевской премии за 2019 год объявят в Стокгольме и Осло с 7 по 14 октября.
Так, 7 октября Нобелевский комитет при Каролинском институте назовет имя лауреата премии в области физиологии и медицины. 8 октября станет известен лауреат премии по физике, 9 октября — премии по химии. 10 октября Шведская академия назовет лауреата Нобелевской премии по литературе. Предполагается, что объявят имена сразу двух лауреатов: за 2018 и 2019 годы. Наконец, 11 октября в Осло Норвежский Нобелевский комитет объявит имя лауреата Премии мира. АиФ.ru вспомнил, кто и когда получал Нобелевскую премию среди граждан СССР, России и США.
США лидирует по количеству нобелевских лауреатов: за период с 1908 по 2018 год — 361 премия (без учета премий, врученных организациям). Для сравнения: всего Нобелевскую премию получали 904 человека. Немецкий физик Клаудиус Грос из Института Теоретической физики университета Гете во Франкфурте, проанализировавший, как изменялось количество нобелевских лауреатов за более чем 100 лет в развитых странах, утверждает, что американцы стали доминировать в науке с 1960-х годов. Отчасти это объясняется большим количеством эмигрантов: более 70 нобелевских лауреатов прибыли в Америку из 30 разных стран мира.
В списке лауреатов Нобелевской премии из Российской империи, СССР и РФ — 21 человек.
Первым из них стал Иван Павлов, удостоенный этой награды в области физиологии и медицины в 1904 году. Больше всего он известен тем, что разделил всю совокупность физиологических рефлексов на условные и безусловные. Премия была вручена Павлову за исследование функций главных пищеварительных желез.
Среди наших известных соотечественников, удостоенных Нобеля в разные годы, — писатели Иван Бунин (1933 год), Александр Солженицын (1970 год), Борис Пастернак (1958 год, от премии был вынужден отказаться), Михаил Шолохов (1965 год), физики Лев Ландау (1962 год), Петр Капица(1978 год), Жорес Алферов (2000 год), математик и экономист Леонид Канторович (1975 год). Нобелевская премия мира вручалась гражданам СССР дважды: в 1975 году Андрею Сахарову и в 1990 году — Михаилу Горбачеву. В список российских и советских нобелевских лауреатов не попали писатели и ученые, которые на момент присуждения премии уже не имели советского или российского гражданства. Так, например, поэт Иосиф Бродский получил Нобелевскую премию по литературе за «всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии» в 1987 году, будучи на тот момент гражданином США.
Последний раз Нобелевскую премию россияне получали в 2010 году: награду в области физики присудили российскому и британскому ученому Константину Новоселову «за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена». Новоселов имеет двойное гражданство: Великобритании и России. Его коллега Андрей Гейм, разделивший с Новоселовым награду, также родился и некоторое время жил и работал в России, однако впоследствии уехал из страны и заявил, что не имеет российского гражданства.
Смотрите в инфографике, сколько подданных Российской империи, граждан СССР, РФ и США получили Нобелевские премии в различных областях.
Дата: Вторник, 12.11.2019, 22:49 | Сообщение # 262
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Регионы-лидеры рейтингов.
В 2019 году различные общественные организации, статистические агентства и ведомства составляли рейтинги российских регионов, проводя исследования. Субъекты Российской Федерации занимали лидирующие места как по позитивным, так и по негативным критериям.
Как следует из данных, опубликованных на сайте общественной организации «Зеленый патруль», по итогам лета лучшая экологическая обстановка зафиксирована в Тамбовской области. Национальный экологический рейтинг рассчитывается экологами с 2007 года и публикуется по итогам каждого сезона. При составлении рейтинга учитываются состояние воздуха, воды, выбросов, а также активность общественных организаций и ответственность власти. Тамбовская область является неизменным лидером этого рейтинга в течение восьми лет.
Многие регионы в целях улучшения экологической обстановки пытаются сокращать количество выбросов в атмосферу. Так, за последние восемь лет в Самарской области их стало значительно меньше, а по снижению уровня сброса загрязненных стоков этот регион вышел в лидеры Приволжского федерального округа. За период 2010-2018 гг. в Самарской области зафиксировано наибольшее сокращение объема выбросов загрязняющих веществ (на 12,8%).
В этом году в России также был составлен рейтинг регионов, откуда/куда чаще всего уезжают/приезжают люди. Антилидером рейтинга, согласно данным Росстата, оказалась Омская область. В прошлом году из нее уехало самое большое число жителей по сравнению с другими регионами. Убыль населения составила 12 102 чел. Это самый высокий показатель отрицательной миграции среди всех 85 регионов. Положительную динамику продемонстрировали лишь 18 регионов, где число прибывших превысило число уехавших. Лидерами стали Подмосковье и Москва, куда в прошлом году прибыло 105,5 и 98,7 тыс. человек соответственно.
Столица стала также одним из лидеров по демографическим показателям. В Москве проживает больше всего людей старше 100 лет. В мегаполисе насчитали 6525 человек в возрасте 100 и более лет. На второй строчке оказался Санкт-Петербург: в Северной столице оказалось 2940 долгожителей. Третье место досталось Астраханской области: в этом регионе проживает 664 человека старше 100 лет.
Дата: Воскресенье, 01.12.2019, 23:46 | Сообщение # 263
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Русская изба: как что называется
В этой статье говорится том, как в старину назывались элементы конструкции и декора деревянных построек и какие, помимо резьбы, применялись украшения.
Итак, названия элементов. В разных частях страны их именовали по-разному, но основные детали имеют схожие названия – ведь базовая конструкция все-таки сохранялась, и функции отдельных элементов отражались в названиях.
Начнем снизу вверх. Обычно избу ставили либо на грунт, либо на столбы. Фактически эти столбы располагались по углам и были предками современного свайного фундамента. Кстати, сказочное определение «избушка на куриных ножках» связана именно с формой этих столбов – они часто делались из комлевой (нижней, с остатками корней) части древесного ствола и вполне могли напоминать куриные лапы. Наверное, поэтому в некоторых регионах столбы назывались «куричины».
Основная часть избы – это венцы, срубленные «в чашу» (старинное название «в обло»), «в лапу», «в охряп» и так далее. Что интересно – соединенные венцы так и назывались венцами, а вот одиночные, составляющие фронтон двускатной крыши – «самцы» (вовсе не от обозначения животных мужского пола, а от слова «сам», то есть одинокий, одиночный).
Крыша рубилась по схеме, напоминающей нынешнюю стропильную систему. Основное бревно – «князь» («кнес», «князек») и параллельно с ним уложенные слеги поддерживали элементы, направленные от «князя» вниз, к свесу крыши. Эти элементы, прообразы современных стропил, назывались «курицами» или «кокорами» из-за характерного загиба на конце. Слеги монтировались на венцах фронтона – «самцах» врубкой, также врубкой крепились на слегах кокоры. Далее настилалась крыша из теса или дранки, после монтировался так называемый «охлупень», он же «конек» или «шелом». Это максимально ровное бревно с V-образным пазом внизу, которое защищает края настила от влаги и перенаправляет ее вниз, по тесу или дранке. Название «конек» охлупень приобрел из-за часто используемого украшения – резной головы коня или другого животного.
На свесе крыши часто монтировались водосточные желоба. Их именовали «поток», «водотечник». Именно для их укладки и необходимы были загибы на концах «куриц».
Внутри избы устраивался потолок – на прочную центральную балку «матицу» укладывали тес, который сверху, со стороны чердака, посыпали землей для утепления.
Что касается таких вроде бы обязательных, с точки зрения современного человека, элементов конструкции, как пол и окна – в древнерусской избе они были совсем не такими.
Пол чаще всего был земляным или глинобитным, в поднятых на столбах постройках он устраивался из расколотых пополам и подогнанных друг к другу бревен. Окна, из-за отсутствия стекол, делались очень маленькими, только для проветривания. В холода они закрывались специальными защитными щитками, почему и назывались «волоковыми» - от «волочить» (задвигать, двигать). Были с слуховые окна – постоянно открытые, на чердаке.
«Красное» окно (или окна) были не во всякой постройке – они имели значительно большие размеры и требовали использования какого-то, относительно прозрачного и при этом не пропускающего холод материала. Вместо стекла применяли бычьи пузыри, слюду – освещение было крайне слабым, но все-таки было.
Названия декоративных украшений фасада, крыши и окон представлены на рисунке ниже.
Ну и напоследок – обещанные варианты украшения деревянных домов из разных областей страны
Помимо резьбы широко использовалась роспись - в основном, конечно, внутри, для печных изразцов, но и снаружи резные элементы часто раскрашивали
Дата: Суббота, 07.12.2019, 20:34 | Сообщение # 264
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Вам смерть стоическую или по-эпикурейски?
Как разные философские школы учат умирать
Смерть неизбежна. А вот наше отношение к ней может быть очень разным. «Нож» собрал для вас 5 способов умереть как настоящий философ (и один способ попытаться избежать смерти по-философски).
«Философствовать — это не что иное, как приуготовлять себя к смерти», — эту фразу Мишеля Монтеня из «Опытов», кажется, не повторил только ленивый философ.
Приговоренный к смерти Сократ говорил: «Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним — умиранием и смертью» (Платон «Федон», 64a-b). Цицерон вторил ему: «Вся жизнь философа есть подготовка к смерти» (Цицерон «Тускуланские беседы» I, 75). Монтень ссылался на Цицерона. А позже цитату Монтеня пересказывал Деррида: «Учиться жить, должно означать учиться умирать, понять абсолютную смертность, чтобы принять ее (без спасения, воскресения и искупления) — ни для себя, ни для другого» (Жак Деррида «Я веду войну с самим собой»).
Учить человека умирать — профессиональная обязанность философа. Об этом рассуждал Сократ в Древней Греции, это повторял Монтень в эпоху Возрождения, да и современные философы не отстают: о смерти написано больше тысячи научных книг и статей, в которых исследователи спорят, как понять, что человек умер, почему мы так боимся умирать и как этот страх влияет на нашу жизнь.
Зачем вообще учиться умирать? Вроде бы всё просто: «Все люди смертны, и даже я рано или поздно умру». Эта мысль очевидна, но большую часть времени мы про нее не помним, слишком занятые более насущными делами: что приготовить на завтрак, как найти новую работу. Но стоит нам попасть в зону турбулентности в самолете, прочитать в новостях про страшную катастрофу или узнать о гибели кого-то из знакомых, как мы снова вспоминаем о том, что наша жизнь может также внезапно закончиться, а вместе с ней и кофе по утрам, и просмотры нетфликса, и семейные ужины.
Думать о смерти — неприятно и страшно, так стоит ли вообще о ней думать?
Дело в том, что смерть и наше отношение к возможности умереть в любой момент влияет на то, как мы живем: как и с кем проводим время и что считаем важным и ценным. Можно испугаться своей смертности и отчаянно цепляться за жизнь, пытаясь прожить как можно больше хорошего и как можно меньше плохого. А можно отрицать смерть и жить так, как будто всё это будет существовать вечно. Или можно использовать жизнь с умом, реализуя свои возможности, но постоянно повторяя себе “memento mori”, то есть «помни про смерть».
Но какой из этих вариантов правильный? Никто не знает, выбирайте любой!
Смерть по-эпикурейски: забить на смерть и наслаждаться жизнью
Что такое смерть. Древнегреческий философ Эпикур — самый цитируемый философ, когда дело касается смерти. А всё потому, что он первым сформулировал забавный парадокс: «Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким обра-зом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».
— Эпикур «Письмо к Менекею»
И вправду логично: пока мы живем, мы еще не умерли, зато когда уже умерли, то перестаем жить. К тому времени, как за нами придет смерть, нас уже не будет, а пока мы живем, невозможно ощутить собственную смерть.
Конечно, Эпикур не отрицал, что мы всё равно
сталкиваемся со смертью, пока живем. Но это всегда смерть других людей. Мы скорбим о них и страдаем из-за того, что близкие люди нас покинули. Мы проклинаем смерть и считаем ее источником наших бед, хотя на самом деле мы грустим о самих себе: о том, что родные больше нас не обнимут, мы не посмотрим вместе кино, и они никогда нам не улыбнутся. Но сама по себе смерть — не страдание, но и не удовольствие, а всего лишь прекращение любых ощущений.
«Смерть для нас — ничто: ведь всё и хорошее, и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений».
— Эпикур «Письмо к Менекею»
Как умирать. Бояться умирать не стоит. Не смерть приносит страдание в нашу жизнь, а страх перед ней и переживания за других людей, которые будут скорбеть об утрате. Такие мысли отравляют жизнь, а страхи делают несчастными. Но не смерть сама по себе.
А потому Эпикур советует забить на смерть: понять, что нет ничего плохого в том, чтобы перестать что-либо чувствовать, а вот страдать и переживать из-за смерти, пока живем, — плохо.
«Мудрец не уклоняется от жизни и не боится нежизни, потому что жизнь ему не мешает, а нежизнь не кажется злом. Как пищу он выбирает не более обильную, а самую прия-ную, так и временем он наслаждается не самым долгим, а самым приятным. Кто советует юноше хорошо жить, а старцу хорошо кончить жизнь, тот неразумен не только потому, что жизнь ему мила, но еще и потому, что уме¬ние хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука».
— Эпикур «Письмо к Менекею»
Стоическая смерть: помнить, что смерть вне нашего контроля
Что такое смерть. Стоики тоже считали, что смерть сама по себе ни хороша, ни плоха. Смерть — просто прекращение существования. Как мы не жили, пока не родились, так и после смерти снова перестанем. И в этом нет ничего ужасного.
«Смерть — это небытие; но оно же было и раньше, и я знаю, каково оно: после меня будет то же, что было до меня. Если не быть — мучительно, значит, это было мучительно и до того, как мы появились на свет, — но тогда мы никаких мук не чувствовали. Скажи, разве не глупо думать, будто погашенной светильне хуже, чем до того, как ее зажгли? Нас тоже и зажигают, и гасят: в промежутке мы многое чувствуем, а до и после него — глубокая безмятежность.
Если я не ошибаюсь, Луцилий, то вот в чем наше заблуждение: мы думаем, будто смерть будет впереди, а она и будет, и была. То, что было до нас, — та же смерть. Не всё ли равно, что прекратиться, что не начаться? Ведь и тут и там — итог один: небытие».
— Сенека «Нравственные письма к Луцилию»
Наше существование до рождения и после смерти — одно и то же, и оно вне нашего контроля, а значит, о нем не следует беспокоиться. Важнее прожить эту жизнь правильно и хорошо, потому что только это мы и можем контролировать.
Как умирать. Раз нам всем всё равно придется рано или поздно умереть, точно так же, как когда-то нам всем пришлось родиться, стоики отговаривают делать что-либо, чтобы отсрочить смерть. Лучше волноваться о том, как правильно распорядиться тем временем, что у нас есть.
«Молю тебя, мой Луцилий, постарайся, чтобы жизнь наша, подобно драгоценностям, брала не величиной, а весом. Будем мерить ее делами, а не сроком».
— Сенека «Нравственные письма к Луцилию»
Руководствуясь этой логикой, и умирать не страшно. Какая разница, когда смерть наступит — завтра или через сорок лет? Ведь каждый день по совету стоиков стоит проводить как последний: исполнять свои мечты, реализовываться, наслаждаться жизнью и быть благодарным за то, что имеешь. Потому они и советовали почаще вспоминать о смерти, но не со страхом, а как о совершенно обыденной вещи.
«Не презирай смерть, а прими как благо — ведь и она нечто такое, чего желает природа. Ибо каково быть молодым, старым, вырасти, расцвесть, каково появление зубов, бороды, седины, каково оплодотворить, понести плод, родить и прочие действия природы, вызревающие в ту или иную пору твоей жизни, таково же и распасться. Вот как относиться к смерти человеку рассудительному; ожидать ее как одно из природных действий».
Марк Аврелий «Размышления»
И да, стоики толерантно относились к самоубийству. Так Эпиктет в своих «Беседах» не раз упоминал про «открытую дверь» (например, в книге I в беседах 24 и 25), то есть возможность уйти из этой жизни, когда почувствуем, что жизнь приносит больше страданий, чем удовольствия, и ничего нельзя с этим поделать.
Современный исследователь стоицизма Уильям Стивенс замечает, что стоики не оправдывают любое самоубийство вообще и уж точно не призывают его совершать. Скорее, напоминают, что смерть — естественна, она всех нас ждет, потому ее не стоит избегать.
А в экстремальных случаях, например когда человек смертельно болен, даже стоит ее приблизить: зачем ожидать в муках то, что и так скоро случится?
В конце концов, ведь это стоикам принадлежит метафора жизни как празднества, на которое нас пригласили. Как с любого праздника всем придется рано или поздно уйти, так и умирать — не страшно и не трагично. Лучше сосредоточиться на всём том хорошем, что было, и быть благодарными за то, что нас вообще сюда позвали. Вот тогда мы и будем жить и умирать стоически.
Рационалисты: бояться смерти — глупо
Термин «рационализм» в философии можно трактовать по-разному, но здесь мы имеем в виду всех тех философов, которые считали, что познать истину можно, пользуясь разумом и логикой.
Что такое смерть. Если задать этот вопрос Сократу, античному философу, который одним из первых утверждал, что мы познаем истину только благодаря разуму, то он бы рассуждал так:
«Смерть — это одно из двух: либо умереть значит стать ничем, так что умерший ничего уже не чувствует, либо же, если верить преданиям, это какая-то перемена для души, переселение ее из здешних мест в другое место».
— Платон «Апология Сократа» (40с)
Получается, что смерть — это всего лишь один из двух возможных вариантов:
• небытие, то есть прекращение существования, о котором говорят эпикурейцы и стоики. Сократ сравнивает это состояние с крепким сном без сновидений и напоминает, что после него мы чувствуем себя особенно хорошо отдохнувшими. И раз смерть — это такой вот сон, то чего ее бояться? • продолжение жизни в другом месте, которое можно называть каким угодно именем: раем, адом или Аидом. Это место, в котором будет жить наша душа после смерти и где встретится с другими такими же душами, которые умерли до нас. А разве не все мы мечтаем воссоединиться с близкими или даже встретиться с людьми из прошлого? Кто знает, может, после смерти, наконец, получится вести философские беседы с Платоном и Кантом, а не только довольствоваться их книгами.
Как умирать. Раз смерть — это всегда одно из двух, Сократ сделал вывод, что бояться смерти глупо. Более того, раз есть 50-процентная вероятность, что после смерти мы отправимся в загробный мир, где будут существовать одни только души, то хорошо бы уже сейчас сосредоточиться на развитии ума, а не тела: вести философские беседы, читать трактаты и размышлять.
Все эти идеи про бессмертную душу и загробную жизнь поддерживались философами Нового времени, которые напоминали про то, что смерть тела — естественная часть природы.
«Умереть столь же естественно, как и родиться; а для младенца второе, быть может, не менее болезненно, чем первое».
— Фрэнсис Бэкон «О смерти»
И более того, не стоит так уж много думать о смерти и уж тем более бояться ее, ведь есть более важные и интересные вещи, о которых стоит размышлять.
«Человек свободный, то есть живущий единственно по предписанию разума, не руководится страхом смерти, но стремится к добру непосредственно, стремится действовать, жить, сохранять свое существование на основании преследования собственной пользы. А потому он ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость есть размышление о жизни»
— Бенедикт Спиноза «Этика»
Аналитическая школа: бояться смерти — не так уж и глупо
Что такое смерть. Аналитические философы обожают исследовать определения и спорить об их правильности. А потому если спросить их, что такое смерть, они не дадут одного-единственного правильного ответа, а будут рассуждать: как мы понимаем, что человек перед нами умер; что уже говорили про смерть и достаточно ли диагноза о смерти мозга для того, чтобы заключить, что пациент уж точно мертв.
«Все мы смертны, но не все согласны в том, что такое смерть».
— Томас Нагель «Что всё это значит? Очень краткое введение в философию»
Как умирать. Универсального совета, как умирать, аналитические философы не дадут. Известный американский философ XX века Томас Нагель замечает, что бояться смерти — не так уж и глупо. Более того, он не согласен с аргументом симметричности, о котором писал Лукреций и упоминал Сенека: раз мы не испугались рождения, то не стоит бояться и смерти.
«Мы все согласны, что было время, когда нас еще не было на свете, когда мы еще не родились. Так почему нас должна так уж волновать и смущать перспектива небытия после смерти? Но почему-то последнее воспринимается не так, как первое. Перспектива небытия страшит — многих, по крайней мере, — так, как не может страшить небытие в прошлом, до рождения».
— Томас Нагель
Нагель утверждает, что прошлое и будущее, где нас еще не было или уже не будет, — не одно и то же, а потому для нас совершенно естественно не переживать о рождении, но страшиться смерти. И вполне можно понять тех людей, которые боятся собственного исчезновения, а вместе с ним и конца всего хорошего, что было: вкусной еды, путешествий, книг, кино, любви, работы, дружбы или музыки. Мы умрем — и больше никогда не сможем ничего из этого испытать. И даже если нас не ожидает загробная жизнь, а только лишь небытие, в котором, очевидно, мы и скучать по этим всем вещам не сможем, всё равно лишиться их — грустно.
«Логически рассуждая, смерти следует страшиться только в том случае, если есть возможность пережить ее и подвергнуться некой непостижимой трансформации. Однако это не мешает множеству людей думать, что исчезновение в небытии — это едва ли не самое худшее, что может с ними случиться».
— Томас Нагель
Впрочем, отвоевывая наше право на страх смерти и его естественность, аналитические философы не стремятся поддерживать идею бессмертия.
Как смерть может быть злом, так и бессмертие может быть еще бóльшим злом для нас.
Например, английский философ XX века Бернард Уильямс замечает, что жить вечно означало бы для нас лишиться всех желаний. Больше не будет мотивации закончить роман, основать компанию или сделать научное открытие.
Мы будем чувствовать, что впереди еще целая вечность, и мы всегда всё успеем, а значит — и спешить некуда. Без этих желаний, которые определяют нашу жизнь и то, как мы ею распоряжаемся, всё потеряет смысл, а значит, бессмертие — это плохая идея.
Однако не все коллеги с ним согласны: некоторые предполагают, что мы всё равно будем хотеть развиваться и становиться лучше, затевать новые проекты и работать над собой, просто теперь от одного такого желания мы будем переходить к другому, а от другого к третьему. В любом случае современные аналитические философы продолжают спорить о смерти, бессмертии и определениях.
Экзистенциалисты: обрести смысл жизни через смерть
Что такое смерть. Пожалуй, никто из философов не писал так много о смерти, как философы-экзистенциалисты. Известный немецкий философ XIX столетия Артур Шопенгауэр вообще считал, что если бы не было смерти, то люди не стали бы философствовать. И хотя мы никогда не сможем познать собственную смерть (а значит, не сможем дать ей какое-либо определение), но опыт столкновения со смертью и его осмысление определяют всю нашу жизнь: делают нас по-настоящему свободными и помогают понять, что действительно важно.
Как умирать. Экзистенциалисты советуют почаще думать о смерти: она всегда где-то рядом. Более того, смерть — то единственное, что мы никогда никому не сможем делегировать: немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер напоминает, что «никто не может отнять у другого его смерть». Мы не выбираем собственную смерть, мы ничего про нее не знаем, мы заброшены в наше «бытие к смерти».
«Умирание есть нечто такое, что любой и каждый должен осуществить сам, должен взять на себя в положенное время».
— Мартин Хайдеггер «Бытие и время»
Конечно, это пугает. Настолько, что мы стараемся даже не думать про смерть, а если умирает кто-то из близких, то делаем из их смерти событие, которого следует бояться: придумываем кучу ритуалов и обрядов, рассказываем мифы, скорбим о том, что любимые покинули нас, а сами пытаемся избегать смертельных ситуаций.
Хайддегер считает, что всё это неправильно: вместо того, чтобы избегать смерти, нужно осознать, что смерть — «всегда моя» и «я умру», не в каком-то неопределенном далеком будущем, а на деле. Этого обстоятельства не следует бояться, но о нем нужно помнить и не хвататься панически за жизнь.
Только когда мы до конца осознаем, что смерть — неотъемлемая часть нашего существования, мы способны понять, кто мы такие и чего хотим от жизни. Именно потому экзистенциалисты считают, что смерть оказывает на нас терапевтический эффект.
Трансгуманисты: не умирать
Что такое смерть. Современные философы-трансгуманисты считают, что смерть — всего лишь проблема, которую человечество рано или поздно решит с помощью технологий и науки. Как мы научились лечить ранее считавшимися смертельными болезни вроде гриппа и пневмонии, так и смерть в будущем будет только небольшой неприятностью, которую легко исправить. Люди перестанут стареть. Бессмертие станет реальностью.
«Если вы можете выбрать между смертью через три месяца и пересадкой сердца, я уверен, что вы выберете второе, даже если это человеческое вмешательство в план природы. Природа не всегда хороша, и, по сути, она постоянно пытается нас убить. Нет ничего более естественного, чем болезнь или дикое животное, пытающееся вас убить и съесть ваше вкусное мясо. Так что, да, смерть естественна, но также и совершенно нежелательна».
— Mario Chamorro “Transhumanism 101”
Как не умирать. Но как не умирать, если наше тело стареет? Использовать самые новейшие технологии и продолжать их совершенствовать, чтобы решить эту проблему: например, заниматься генной инженерией и нейропротезированием, изучать гормоны и различные допинги, разрабатывать технологию загрузки сознания в компьютеры и, конечно, крионику.
Но насколько всё это этично? Современный английский философ Ник Босторм говорит, что наша этика устарела: мы так привыкли к старению и смерти, что убедили себя, что если изменить ход вещей, то обязательно наступит катастрофа. Однако он уверен: не наступит. Да и технологии уже достигли того уровня, чтобы мы могли начать нашу борьбу со смертью, и как раз мешать этому — неэтично.
«Старение, отход от практических дел, а также прощание с близкими принято принимать со смирением. Учитывая, что раньше ничего нельзя было сделать, чтобы предотвратить или задержать старение, этот подход имел смысл. Вместо того чтобы беспокоиться о неизбежном, человек мог по крайней мере стремиться к достижению покоя. Сегодня ситуация изменилась.
[…] Идеологии, которые учат пассивному смирению со смертью, больше не являются такими уж безобидными источниками утешения. Они являются препятствием на пути к необходимым действиям».
— Ник Бостром «Басня о Драконе-Тиране»
Впрочем, не все трансгуманисты так радикальны. Некоторые говорят лишь о продлении жизни с помощью технологий и науки на пару-сотню столетий, чтобы мы успели сделать всё то, что хотели, увидеть места, о которых мечтали, и сполна насладиться жизнью. Смерть должна стать выбором, а не необходимостью.
Поменяет ли это нас? Безусловно.
Закончится ли философия, если больше не будет смерти? Кто знает. Но кому-то придется размышлять про нового человека и искать новые смыслы жизни в мире, где не будет смерти.
Художница Лили Чен (Lili Cnen) проделывает титаническую и одновременно прекрасную работу: рисует карты мира с породами собак по странам их происхождения. Ее проекту «Собаки мира» (Dogs of The World) уже несколько лет, причем каждый год изображение обновляется и дополняется. В первой версии было 328 пород, в издании 2017 года — 345, а самом свежем на данный момент варианте 2018 года — уже 366.
Всего же, пишет Лили, собачьих пород больше 400. Ей уже приходится туго: карта забита более чем плотно, врисовывать новеньких с каждым разом всё сложней.
Дата: Пятница, 27.12.2019, 12:43 | Сообщение # 267
!!!!!!!!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 7357
Статус: Оффлайн
Видео, которое не оставит равнодушным никого: разрушение одного из крупнейших ледников мира
Взгляните на это видео и оцените впечатляющие масштабы природных явлений и процессов!
Запечатленное на нем происходило более десяти лет назад, в конце мая 2008 года, в Западной Гренландии, однако до сих пор потрясает воображение как рядовых зрителей, так и представителей научного сообщества.
Авторы видео — Адам Левинтер и Джефф Орловски, а сам эпизод вошел в документальный фильм «В погоне за ледниками» (2012), который завоевал более 40 наград по всему миру, включая премии «Эмми» и «Сандэнс».
В центре внимания здесь находится исторический распад ледовых масс на леднике Илулиссат.
Он считается одним из наиболее активных ледников в Северном полушарии Земли. Площадь Илулиссата превышает сто тысяч квадратных километров, а лед достигает в толщину двух километров.
Илулиссат — «отец» десятой части гренландских айсбергов. Ряд ледяных кусков настолько велики, что не удерживаются на плаву и, опускаясь на дно, не тают там годами.
«Вертикальный лес» (итал. Bosco Verticale) — жилой комплекс из двух башен высотой 110 и 76 метров. Два небоскреба сооружались в миланском районе Порта Нуова в 2009-2014 гг. Авторы проекта — итальянские архитекторы Стефано Боэри (Stefano Boeri), Джанандреа Баррека (Gianandrea Barreca) и Джованни Ла Варра (Giovanni La Varra). Особенность проекта заключается в том, что на террасах, окружающих каждый из этажей, размещены зелёные насаждения: здесь высажены около 900 деревьев, 5000 кустарников и 11 тысяч травяных дорожек.
Вертикальный лес увеличивает биологическое разнообразие. Это способствует формированию городской экосистемы, где различные виды растений создают вертикально направленную среду, которая может быть заселена птицами и насекомыми (с первоначальной оценкой в 1600 образцов птиц и бабочек).
Таким образом, Bosco Verticale может послужить фактором для стихийного заселения флоры и фауны города. Вертикальный лес помогает создать необходимый микроклимат и фильтровать мелкие частицы пыли, содержащиеся в городском воздухе.
Разнообразие растений будет способствовать повышению уровня влажности, поглощению углекислого газа, производству кислорода, а также защите людей и зданий от солнечной радиации и шумового загрязнения. Две башни Bosco Verticale были признаны лучшими небоскребами 2014 года, получив премию International Highrise Award, вручаемую каждые два года Музеем архитектуры во Франкфурте.