Один из комментариев к этому ролику на ю-тубе:" "пускай мы стали пьющими моральными калеками, а все-же, брат, не гнидами, а все-же человеками"! Простая истина простого солдата, который прошел тот ад в Афганистане и Чечне.Не дай Бог повторяться войнам! Песня - шедевральна ... побольше бы правдивых песен, может и жить бы стало легче. То Киркорова и прочий бред пиарят, а он с... женщин бьет. Забивают голову говном попсовым, а главное остается за кадром. Память не убить!"
Владимир Высоцкий - русский поэт, автор и исполнитель песен, актер, заслуженный артист РСФСР (1986, посмертно) и лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно). Годы жизни: 1938 – 1980. Благодаря Владимиру Высоцкому, авторская песня получила более широкое признание, а его творчество повлияло на становление советского рока. При жизни многие работы Высоцкого были под запретом, но это не мешало его огромной популярности. Официальное признание к нему пришло только после смерти.
Не знаю почему, но не особено интересуясь творчеством группы "ДДТ", меня просто завораживает их песня "Что такое осень?" Группа безусловно талантливая, но у каждого свои привязанности. Есть только две песни, которые вызывают у меня сильные эмоции. Это "Кони привередливые" Высоцкого и "Что такое осень?" ДДТ.
Юрий Юлианович Шевчук– он же ЮЮ, он же «татарин на лицо да с фамилией хохляцкой», он же «Юра музыкант» – всегда занимал в советском роке 1980-х свою особенную нишу. Сильно утрируя, можно сказать, что Шевчук представлял собой некий синтез хиппаря и интеллигента-народника (самокритично высмеянного им же в песне «Пост-интеллигент»).
То же и с музыкой. В то время, когда почти вся питерская рок-сцена подсела на «новую волну», группа ДДТ рубила со сцены странную помесь хард-рока 1970-х и родного шансона. В то время, когда модно было писать витиевато и метафорично, Шевчук бил на убой своими внятными, прямыми и язвительными текстами. Даже литературные вкусы лидера ДДТ выглядели чересчур традиционно – Пушкин, Есенин, Лев Толстой.
Всё это не только не превратило Шевчука в «ретрограда», а, напротив, резко выделило его из рок-окружения. Два раза ДДТ удалось порвать публику в клочья – в 1987 году питерский состав группы покорил рокеров, а в 1992 году – пресловутая «Осень» принесла Шевчуку уже массовую народную любовь.
Вспомним же о некоторых знаковых песнях группы с ядовитым названием.
«Дождь» (1981)
«Не хотел я петь эту песню. На мой взгляд, несколько... Ну, в общем-то, для вас». Этой невнятной фразой Шевчук предваряет исполнение песни «Дождь» на Череповецком квартирнике 1983 года. Что смущало автора, непонятно до сих пор.
Пройдёт время, и песня уйдёт в народ, став одним из хитов альбома 1992 года «Актриса Весна». Забавно, что к тому времени моей компании она уже успеет надоесть – столько раз мы её исполняли под гитару...
Из всех хитов ДДТ «Дождь», наверное, один из самых ранних. По разношёрстным воспоминаниям самого автора написана песня была в родной Уфе, в мае 1981 года. Однажды Шевчук с компанией прятался от дождя в подворотне. Этот момент ему запомнился, и он решил нарисовать эту картину для дипломной работы (Юрий учился на художественно-графическом факультете Уфимского педагогического института).
Ю. Шевчук: «Это было в 1981 году... Была жара, тяжело, все плохо как-то... Сидел я в своей мастерской, писал дипломную работу. Захотелось какого-то дождя, праздника... И он грянул! Это был мой день рожденья – 16 мая... Грянул ливень... Я сел просто в трусах одних на подоконник, закурил, кругом струи текут... И написалась такая песня – «Дождь»...»
Первая версия песни была записана во время работы над альбомом «Периферия» 1984 г. Звукорежиссёр этого альбома – Игорь Верещака – вспоминал: «Ночью прошел весенний дождь. Воздух под утро был пропитан озоном, и небо выглядело удивительно красивым – смесь красного с синим. И тогда Шевчук, который
в этом бессонном марафоне держался до победного конца, говорит: «Старик, давай запишем еще одну песню!» И на отдельную пленку мы записали не вошедшую в альбом композицию «Дождь», которую Шевчук спел под аккомпанемент рояля».
Буквально недавно я обнаружил на Ютубе запись ещё одной «рояльной» версии песни (из передачи «Ностальгия»), на которую, оказывается, в 1986 году был снят целый клип! Там мы можем увидеть безбородого (!) Юрия Шевчука, разъезжающего по городу на поливальной машине (!!). Текст автор немножечко отцензурил, заменив грубое «Чёрт возьми!» на «Как могли». Происхождение этого ролика лично мне до сих пор неясно.
В народ же песня пошла в 1992 году, когда на неё был снят известный клип с игрушечными домиками и солдатиками. В духе того времени солдатики изображали гражданскую войну. В конце клипа потоки воды смывали город вместе с «белыми», и «красными», а Юрий, как бы с чистого листа, начинал строить новый домик. Как говорится, надежды юношей питают... Чего там понастроили, мы уже видим. А песня хорошая. Да и не о том.
«Не стреляй» (1982)
В 1982 году советское руководство ещё относилось к рок-музыке довольно терпимо. Песни о мире во всём мире и буржуазных агрессорах даже привечались. Поэтому, когда Шевчук сотоварищи обнаружили в газете «Комсомольская правда» призыв присылать записи на конкурс молодых исполнителей «Золотой камертон», то закономерно послали туда пацифистскую песню «Не Стреляй!». Говорят, именно тогда группа и нареклась своим «химическим» названием. Песню не только приняли, но она ещё и умудрилась занять 1-е место. По условиям конкурса, победитель имел право записать сингл-миньон на фирме «Мелодия». Казалось, вот тебе и начало блестящей карьеры. Но в СССР монополистом была не только «Мелодия», но и Союз композиторов, требующий, чтобы каждый талантливый «любитель» обязательно записывал творения официальных советских «профессионалов». Принципиальный Шевчук пойти на это не мог, и группа ДДТ продолжила своё существование в андеграунде...
Забавно, что жюри «Золотого Камертона» не заметило, что речь в «Не Стреляй!» идёт не столько о заморском солдате «горячих точек», сколько об обычном парне с соседнего двора.
Не стреляй в воробьёв, не стреляй в голубей, Не стреляй просто так из рогатки своей...
Самой главной «горячей точкой» для Советского Союза в 1980-х стал Афганистан.
Ю. Шевчук(1990): «У меня был школьный друг, который попал туда с первыми колоннами. Через некоторое время он привез домой гроб молодого лейтенанта, застрелившегося в Кабуле, – тот был не в силах вынести несправедливость той войны. Мы тогда просидели всю ночь... И родилась песня. А мой друг провоевал в Афганистане три года, возвратился оттуда почти инвалидом». Друга-афганца звали В. Тябин, а слова первого куплета Шевчуку помог сочинить другой друг – художник Александр Спиридонов (от авторства он наотрез отказался).
Первоначальная версия песни вошла в альбом 1982 г. «Свинья на радуге», а в 1988 году была перезаписана уже питерским составом ДДТ для пластинки «Я получил эту роль» (здесь стоит отметить чудесное гитарное соло Александра Ляпина). Впоследствии песня стала для Шевчука неким «послом мира» (вспомним программу «Не стреляй!», сыгранную ДДТ в 2008 г. после осетинско-грузинского конфликта).
К сожалению, примиряющая позиция Шевчука только грела души идеалистов и ни одной войны не остановила. В современном мире позиция «Кота Леопольда» и желание «сделать, чтобы всем было хорошо» наивна, а иногда и чревата. Это какой стороной повернуть... «Не стреляй!» как протест против бессмысленной жестокости – хорошо. «Не стреляй!» как призыв опустить оружие перед врагом – глупо.
«Я получил эту роль»(1984)
Последним альбомом уфимского состава ДДТ стал альбом «Периферия» – язвительный и сатирический настолько, что на него обратил внимание местный обком партии.
Ю. Шевчук: «У них на столе лежали стопки моих текстов, они создали комиссию, пригласили филолога, народного башкирского композитора, разбирали мое творчество. «Вы, конечно, талантливый человек, почему бы вам не петь на гражданские темы, вы же должны государственно мыслить. Есть же у вас темы военно-патриотические? ..» Они хором всплакнули про Афганистан. «Революция, БАМ.» Я молчал, потом не выдержал: «Почему вы ко мне с такими вопросами обратились? Я что, диссидент, шпион? Я отравляю колодцы? Оглянитесь вокруг себя. У нас этого нет, того – нет, войдите в любой подъезд, где стоят пацаны, куда им деваться? Я просто знаю, что Родину любить – это не березку целовать. А о чем поют те, кого вы мне ставите в пример?»
Несмотря на то, что почти весь альбом носил сатирически-ёрничающий характер, его центральной песней стала «Я получил эту роль» – горькая исповедь молодого человека в позднюю советскую эпоху. Исповедь о том, что жизнью стали править обыватели, лицемеры и карьеристы. О том, что высокие устремления разбивались о стену пошлости и выхолощенного официоза. О непонимании между отцами и детьми. О том, как чувство неудовлетворённости начинает разъедать человека изнутри.
Вопрошаем отцов, но не легче от стройных речей. Не собрать и частичный ответ из подержанных фраз. Их тяжелая юность прошла вдалеке от вещей, Тех, которые так переполнили доверху нас.
Ю. Шевчук: «Неистраченная слюна у пацанов, которые сидят в подвалах, жертвуют своим временем, счастливой жизнью ради трех аккордов на гитаре и хороших слов. Это им посвящается песня, потому что я ее написал, будучи таким же молодым пацаном».
На всю страну песня прозвучит уже в перестройку. Сначала в документальном фильме П. Солдатенкова «Барды покидают дворы» (1987), где Шевчук поёт её у кирпичной стены. А потом – на пластинке 1988 года, так и названной «Я получил эту роль», где песня звучит под замечательный аккомпанемент флейты Вадима Курылёва...
А тогда, в 1984-м, после бесплодных увещеваний обкома партии Шевчуком занялся местный КГБ. Пугали статьёй о клевете на Советский Союз и даже требовали подписать бумагу с отказом впредь писать и исполнять песни. Впрочем, никого так и не посадили. Большое влияние имели подписи, собранные местной общественностью в защиту Шевчука. Да и отец Шевчука был не последний человек в Башкирии. [/size]
Как Юрий Шевчук написал песни про мальчиков-мажоров, Ленинград, террориста и революцию.
«Прессование» Шевчука после выхода альбома «Периферия» заставило музыканта покинуть Уфу. Отсидевшись какое-то время в Свердловске, Юрий решил направить свои стопы прямо в столицу. Точнее, в посёлок Ингино, располагавшийся от Москвы в получасе езды.
К тому времени «Периферия» уже принесла Шевчуку определённую «опальную» славу в среде столичных музыкантов. Поэтому следующий альбом ДДТ – «Время» – записывался в смешанным составом: Уфу представляли В. Сигачев, Н. Абдюшев, С. Рудой, а Москву – скрипач С. Рыженко и саксофоноист С. Летов. Запись происходила в спартанских условиях – в московской однокомнатной квартире, поэтому Шевчук пел в коридоре, скрипач играл в туалете, саксофонист – на кухне, а клавишник в комнате.
«Мальчики-мажоры»(1985)
Лидер ДДТ вспоминал, что после уфимских гонений написал очень злые и пессимистичные песни, но перечеркнул сделанное и решил, что назло врагам новый альбом будет мажорный и жизнеутверждающий.
Именно с альбома «Время», который я услышал в ужасающем качестве, началось моё знакомство с группой ДДТ. Да и то ДДТ, которое мы сейчас знаем, на мой взгляд, началось именно с «Времени».
Шевчук снова подтвердил свою репутацию остроумного и меткого сатирика. Так, самой известной песней альбома стала композиция «Мальчики-мажоры» – издевательская ода «золотой молодёжи» той эпохи – «сыновьям дипломатов, юристов, министров и профессоров».
Ю. Шевчук: «...они списаны с жизни. В 84-м меня занесло на своего рода банкет дипломатов. Совершенно гнусная была ситуация. Как можно было пройти мимо и не написать ничего!»
В песне полно примет времени, как, например, машины «Волга», на которых разъезжало начальство, или дорогущие по тем временам видеомагнитофоны, по которым элита смотрела всякое запрещённое – от боевиков до порнухи. Надо сказать, что здесь Шевчук возмущается вполне в духе советской морали – мол, что же вы – с трибун говорите о равенстве, а сами заделались новыми «буржуа»...
В общем, любому слушателю было совершенно ясно, о чём идёт речь. Лишь один куплет не давал мне покоя:
Тут зритель воскликнет: «Здесь все в черном свете. Ведь есть у тузов и молодцы сыновья». Дружок, я все знаю, я сам, брат, из этих, Но в песне ты не понял, увы, ...ничего.
Я, конечно, не про отсутствие рифмы, а про то, что певец «сам из этих». Впоследствии певец рассказал, что его отец – Юлиан Сосфенович Шевчук – действительно был крупной «шишкой» в Башкирии.
Ю. Шевчук: «Мой папа работал в министерстве торговли Башкирии, был парторгом. Мы в свое время с ним очень много ругались, но мне никогда не придет в голову сказать ему: коммунисты – дерьмо. Уважаю его принципы и знаю, что он честный человек. Я, бывало, говорил: «Пап, ты бы хоть украл чего-нибудь там, джинсы, что ли». А он: «Ты что?!»
Кстати, на акустическом квартирнике «Кочегарка» 1985 года последний куплет отсутствует, а вместо него поётся: Церемониал, щелчки затворов – Это хоронят старого мажора...
Впоследствии «Мажоры» были перезаписаны для пластинки «Я получил эту роль», где звучали значительно бодрее. Правда, не обошлось без цензурных правок. Так, в строчке «Уткнувшись в плюющее спермою видео» грубое «спермой» заменили на «счастьем».
А ещё позже «Мажоров» без тени смущения используют в качестве заставки телепередачи «Большие родители», где дети советской «элиты» рассказывали о своих именитых родителях.
Актуальности песня не потеряла и после падения советского строя. Хотя чего возмущаться мажорами, коль на дворе капитализм...
«Ленинград» (1987)
В 1986 году Юрий Шевчук покидает Москву и перебирается в «мекку» советского рока – город-герой Ленинград, Петербург, Петроградище... Надо сказать, что в питерской рок-тусовке поначалу относились к новичку насторожено – приехал какой-то дикий провинциал, яростно спорит, пьёт, дерётся... Но многих покорил и его талант. В результате уже через год живущий в лачуге дворник Шевчук собрал один из лучших составов ДДТ.
Клавишник ДДТ Андрей Муратов вспоминал, что первой песней, которой покорил его Юрий, стала «Ленинград». В. Муратов: «Человек, приехавший черт знает откуда – Уфа для меня вообще не название, – смог выдохнуть такое... Этот город нельзя сделать чьим-либо городом конкретно. Можно просто самому стать его жителем. Шевчук, конечно же, стал жителем Питера, питерским человеком, в отличие от сотен других, кто приезжает и до конца дней не может понять, где же он находится.
...Петербург – город не российский. Шевчук это точно подметил: «Бледный, худой, ЕВРОГЛАЗЫЙ прохожий». Там скрытая игра слов...».
Ю. Шевчук: «Целый год я не мог ничего писать, я просто ходил, смотрел, смотрел. Я пытался вгрызться в эти камни, найти в них людей, себя, это небо низкое, как крыша, найти ангела, который всегда летит, всегда. И этот холод чугунный, Зимний дворец, ветер со звоном кандалов, с завыванием, с визгливым плачем; пугливый прохожий, которому смотришь в глаза, а он шарахается в другую сторону. Эти улицы, свет, цвет, запахи, которых нет. Нет в Ленинграде запахов. Эти липы, абрикосы стволов, луна – фантастика какая-то. ...Года за два я перезнакомился со всеми мертвецами (улыбаясь), которые до сих пор живы в этом городе, пожил в коммуналках, поподметал дворы Питера, колодцы... Что-то случилось такое – и у меня пошла песня... Это была такая радость! Какое-то понимание себя в этом городе, и город, мне кажется, криво, но все-таки ухмыльнулся и сказал: ну ладно, живи, так уж и быть! И это здорово!». Помню, меня «Ленинград» поразил, прежде всего, грубоватыми метафорами, звучащими весьма непривычно на фоне радостного весеннего вальса.
Плюс один, ноль, плюс два, почернела Зима Расцветает январь язвой неба, ха-ха! С юга ветер приполз, неспособный на бег, Пожирает, дохляк, пересоленный снег. А за ним, как чума – Весна
Только Шевчук мог сравнить весну с чумой, да ещё и сделать это так позитивно. Так как песня впервые прозвучала со сцены в разгар «перестройки», то вторым её названием долгое время было «Оттепель» (имелось в виду сравнение с т.н. хрущёвской «оттепелью» после смерти Сталина). Действительно, в «Ленинграде» чувствовалось радостное предвкушение перемен.
Но никакой политикой там и не пахло и, может, поэтому песня и сегодня не потеряла своей свежести, несмотря на своё «старорежимное» название.
«Революция», «Террорист» (1987)
Дух времени, запечатлённый в песнях, может сыграть с ними двойную шутку. С одной стороны, песни становятся некими слепками эпохи, с другой – эпоха и сам творец могут поменяться, а песни-то такими и останутся. Если кто-то вдруг забыл (или не знал), разрушение советского строя происходило хитроумно и поэтапно. Поначалу в народе подогрели вполне справедливое возмущение закоснелостью и лицемерием бюрократии (см. альбомы ДДТ до 1987 г.). Затем очередной раз – но уже от всей души – развенчали Сталина. Ленина же и «ленинскую» гвардию представили как антагонистов Сталину в стиле «хорошие демократичные революционеры» против «злобного тоталитарного диктатора».
Потом, конечно, и с Лениным разобрались, но в 1987 году всю «перестройку» воспринимали как некую очистительную советскую революцию, которая сметёт «ретроградов» и установит подлинно народную и свободную власть.
Сомневаетесь? Посмотрите на фото Шевчука тех лет в майке «Вся власть Советам!» или октябрятским значком с ликом Ульянова на груди. Лидер ДДТ, несмотря на свои меняющиеся взгляды, довольно долго горел именно советской страстью к всеобщей справедливости и уверенностью в примате духовного над материальным.
Ярким примером вышесказанного является песня «Революция», в которой наряду с критикой атеизма или Афганской войны, тем не менее, звучит призыв к революционному мнению, а костёр революции, так или иначе, ещё называется «святым».
Недаром в конце песни звучит знаменитая революционная «Марсельеза». Со временем революционный дух Шевчука упал, и «Марсельеза» стала примиряюще перетекать на концертах в «битловскую» «All You Need Is Love».
Ю. Шевчук: «К Октябрьской революции никак не отношусь я. Это был такой в истории такой факт. Мощный, кстати, да. Но я не отношусь никак. Я отношусь как к историческому факту. Достаточно трагичному».
Теперь возьмём ещё одну песню ДДТ 1987 года под броским названием «Террорист». Безусловно, герой песни – Иван Помидоров – расстреливающий с крыши обывателей, отсылает нас не столько к шахидам, сколько к русским террористам-народовольцам XIX века. «Террорист» Шевчука – это, конечно, метафора неравнодушного гражданина, который хочет разбудить сонную массу (недаром он стреляет «холостыми»). Как по мне, это одна из лучших песен ДДТ того периода.
Ю. Шевчук, 1991: «Самое страшное – этот террор обывателя, а не террор какого-то там генерала или политикана. Террор обывателя, которому ничего не нужно – ни свободы, ни демократии».
Позже неизвестный студент ВГИКа снял на песню клип, где «террориста» Помидорова, конечно же, расстреливают «сталинские упыри». Хотя в другой ситуации злых НКВД-истов вполне можно было заменить на ту же монархическую дореволюционную «охранку».
Как Юрий Шевчук написал про предчувствие гражданской войны, Родину-уродину и последнюю осень.
Песни про революцию и оттепели – это, конечно, прекрасно. Но оказалось, что пресловутая перестройка не обновляет и улучшает советское общество, а, напротив, ведёт к полномасштабной катастрофе. Свобода обратилась повсеместным бардаком, были растревожены все старые раны, и общество оказалось расколото сразу по нескольким направлением.
«Предчувствие Гражданской Войны»(1989)
Первыми ласточками (а точнее воронами) будущего развала стали национальные конфликты, первым из которых стала межнациональная резня армян и азербайджанцев в Нагорном Карабахе 1987-88 гг. Нервозность и взаимная ненависть, пропитавшая общество, и стали «источником вдохновения» для новой песни ДДТ – «Предчувствие Гражданской Войны».
По словам Шевчука, он написал её февральской бессонной ночью 1988 г. сразу после похорон Александра Башлачёва.
Ю. Шевчук (из разных интервью): «Было мне прямо совсем плохо. Пахнуло большой трагедией, великой кровью... ...не было никакого предчувствия. Какое там предчувствие... Это была песня о том, что существовало и существует во всех нас. Гражданская война в каждом из нас».
Когда ты стоишь у голодной стены, Когда вместо солнца сверкает петля, Когда ты увидишь в глазах своих ночь Когда твои руки готовы к беде... Когда облака ниже колен, Когда на зубах куски языка, Когда национальность голосует за кровь, Когда одиночество выжмет дотла, Когда слово «Вера» похоже на нож, Когда плавятся книги на колокола, Когда самоубийство честнее всего, Когда вместо ритма нервная дрожь...
Позже многие усмотрят схожесть музыки «Предчувствия» со знаменитой песней
Игги Попа «The passenger» 1977 г. Однако одинаковая последовательность аккордов вряд ли превращает эти песни в близнецов-братьев. В 1989 году песня будет прекрасно аранжирована, записана и пойдёт в народ, прежде всего, благодаря запоминающемуся клипу Е. Аксенова. Кроме нарезки кадров, буквально иллюстрирующих текст песни, клип отличался оригинальной анимацией, где образы известных картин приходили в движение и преображались. Так мальчик на «Красном Коне» Петрова-Водкина превращался в скачущего по небу «рыжего» всадника Апокалипсиса, имя которому Война («Антиутопия на ржавом коне вскроет могилы, уставшие ждать...»).
«Откровение Иоанна Богослова», 6: «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. ...И когда Он (Агнец – С.К.) снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?»
Как вы уже могли догадаться, не обошлось в клипе и без Дали. В конце песни бесформенная груда мяса вытягивается в знаменитую картину испанского сюрреалиста, которая собственно и дала название песне. Правда, художник схитрил – первоначально картина называлась «Мягкая конструкция с вареными бобами», и лишь позже (уже после гражданской войны в Испании) он переименовал её в «Предчувствие Гражданской Войны». Получилось «пророчество» задним числом...
«Родина» (1989-90)
Следующий горький хит о своей Родине Шевчук написал в 1989 году после прочтения ранее опального романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Роман этот, как по мне, далеко не литературный шедевр гениального поэта. Зато он затрагивал темы сталинских репрессий, и за ним тянулся длинный «диссидентский шлейф».
Так в тексте песни появились «чёрные фары у соседних ворот» (воронки НКВД), «отставные палачи» и «переполненная плаха». Сам Шевчук, правда, шутил, что «Родина» вполне могла бы быть «песней стрельцов» (имеется в виду Стрелецкое восстание, с которым жестоко расправился Пётр I).
Кстати, в первоначальной версии, прозвучавшей с экранов ТВ где-то в году 1990-м, ещё не было третьего куплета про «Бога-отца» Сталина, черносотенцев и «доброго царя». Окончательная студийная версия песни появилась почему-то крайне поздно – аж в 1992 г. на альбоме «Актриса Весна».
Что и говорить, звучала песня мощно, начинаясь с акапелльного рыка под метроном ударника и взрываясь знаменитым припевом, где «Родина» чуть ли не впервые рифмовалась с «уродиной». Поначалу Шевчук пел: «Но она нам нравится, хоть и не красавица», а потом, видимо решив, что это уж слишком непатриотично, стал петь «Спящая красавица». Ну, а там, где «К сволочи доверчива, ну, а к нам... тра-ля-ля» явно угадывалась нехорошая рифма «задницей». Во время же концертных исполнений Шевчук шутливо обыгрывал пионерский салют и армейское отдание чести, превращая их в нацистское приветствие. И тогда это молодёжь особо не корёжило…
Ю. Шевчук: «Разве не понятен смысл этой песни? Родину любить – не березки целовать. Для нас синоним любви к Родине – не «селедки-морковки», а очень серьезное, честное отношение к ней. А уродства достаточно. Хотя достаточно и любви».
В общем, «люблю отчизну я, но странною любовью»... Ну, а тема иррациональной любви к «родине-уродине» появится в перестроечной рок-музыке ещё не раз.
группа КРЕМАТОРИЙ: «У тебя нет глаз или ты так пьяна Здесь так много ям, а ты спишь на ходу Может быть, ты мутант со смешанной кровью О зайчик мой Моя несчастная птичка Я люблю тебя Я остаюсь с тобой У-у-родина моя».
Группа НОЛЬ: «Как ненавижу, так люблю свою Родину И удивляться здесь, право, товарищи нечего Такая она уж глухая, слепая уродина Да и любить-то мне больше и нечего». «В Последнюю Осень» (1990-92)
Подмечено, что, когда Юрий Шевчук полон бодрости и надежд, он пишет песни про весну, а когда его начинает снедать грусть-тоска, льются песни про осень. «Осеней» лидер ДДТ написал так много, что впору уточнить.
Noize MC: «- Дедушка Шевчук, спой нам песню про осень! - А Вам какую, ребята? У меня их штук восемь!»
Самой народно любимой, безусловно, является песня «Что такое осень». Но о ней я уже подробно писал. Лично же для меня лучшей песней ДДТ во всех отношениях является «Последняя Осень», или, как её назвал сам автор «В Последнюю Осень». Мне даже посчастливилось присутствовать на первом публичном исполнении будущего хита. Произошло это на московском концерте памяти Виктора Цоя в октябре 1990 года. Видимо, песня сильно нравилась не только мне, но и самому автору, который после её исполнения обратился к толпе со словами: «Если можно, я сыграю её ещё раз».
В песне и упоминался ещё один «любитель осени» – Александр Сергеевич Пушкин. Но если Пушкин к осени относился с умилением и светлой грустью, то у Шевчука звучали нотки какой-то обречённости, приближения к концу.
А. С. Пушкин: И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русской холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят – я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн – таков мой организм Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Ю. Шевчук: Голодное море, шипя, поглотило Осеннее солнце, и за облаками Вы больше не вспомните то, что здесь было, И пыльной травы не коснетесь руками. Уходят в последнюю осень поэты, И их не вернуть, заколочены ставни. Остались дожди и замерзшее лето. Осталась любовь и ожившие камни.
Ю. Шевчук: «Церковь для меня – это не люди. Церковь – это осенний лес. Умирает природа, чтобы вновь родиться. Ты идешь, шуршат листья, небо прозрачное. И ты говоришь с Богом. Наверное, чтобы объяснить это, нужно иметь другое зрение. В таком случае может помочь музыка – это шаг к тишине».
Вскоре на песню снимут клип, а в 1992 году она выйдет на пластинке «Актриса Весна». Когда-то Шевчук говорил, что стремится написать одну – идеальную – песню. Мне кажется, что «Последняя Осень» – она самая и есть.
Как Юрий Шевчук написал песни про рождённых в СССР, Чёрного пса, мёртвый город и любовь?
«Прощальным костром догорает эпоха...» – пел Шевчук в «Последней Осени». 8 декабря 1991 года советская эпоха догорела до конца – тремя «удельными князьями» было подписано Беловежское соглашение о прекращении существования СССР. Для того чтобы не сильно шокировать народ, взамен предложили «имитацию» в виде СНГ. Чем аукнется распад страны, население поймёт позже...
«Рождённый в СССР» (1992)
А пока по стране шли весёлые пляски на костях почившего коммунизма. В 1991 году деятели попсы и эстрады решили записать прощальную версию гимна СССР в стиле диско. Позвали поучаствовать и Шевчука. К его чести он отказался, посчитав, что не стоит так грубо глумиться над прошлым.
ДДТ отреагировали на распад Союза по-своему, записав в том же 1991 году песню «Рождённый в СССР». Вскоре на неё был снят клип, где группа пела на фоне горящих костров. Тогда песня звучала достаточно мажорно и оптимистично.
Спустя годы, оптимизм по поводу «светлого будущего после СССР» поувял, и в версии, записанной на альбоме 1997 года, текст был изменён. Изменения были весьма показательны. Было – «Нам ничего не осталось, у нас всё впереди», стало – «Нам ничего не осталось, но есть, что донести». Было «К нам вернулась надежда. Нам поёт доброта», стало – «Что вернет нам надежда? Что спасет красота?».
Ю. Шевчук: «...как бы то ни было, мы все родились в СССР, и распад некогда нерушимого Союза стал не только событием планетарного масштаба, но и катастрофой для миллионов людей, которые почитали его своей единственно возможной Родиной.
...В Союзе... было неплохо, но хотелось быть по-настоящему свободными. Мы не понимали тогда, что значит
слово «свобода», это очень тяжело на самом деле. Мы ее ждали, рубились за нее, но она обрушилась на нас несколько... Она принесла за собою наше непонимание ее, отсюда – войны, грязь, кровь, нищета, сегодняшние лихорадочные времена и так далее».
Да что ж это за «свобода» такая?
Заканчивая разговор об этой песне, нельзя обойти стороной скандальчик 2007 года, когда Шевчук ляпнул в интервью, что песня Олега Газманова «Сделан в СССР» содрана с его хита. Газманов грозился подать в суд, в ответ лидер ДДТ предлагал подраться. На самом деле вся эта комедия не стоила выеденного яйца. Саму броскую фразу «Рождённый в СССР» запустил в наше культурное пространство именно Шевчук. При этом меломанам было очевидно, что этим названием лидер ДДТ делал открытую отсылку к западному хиту Брюса Спрингстина «Born In The USA» («Рождённый в США»). Газманов же поступил хитро – строчкой, скорее всего, он вдохновился Шевчуковской, а музон сделал в духе Спрингстина (да ещё и внешне какое-то время косил под американского певца).
Меня же больше забавляло другое – то, как распевавший про есаулов и подъесаулов певец вдруг, с приходом Путина, сразу же откликнулся песней, восхваляющей Советский Союз. Вот это отзывчивость, вот это чутьё...
«Черный Пес Петербург»(1992)
Если песня про Ленинград, написанная Шевчуком в начале перестройки, была полна радости и оптимизма, то посвящение Петербургу 1992 года вполне соответствовало духу времени. «Ленинград, Петербург, Петроградище» теперь предстал в образе «старого, страшного, грязного, мудрого» пса.
Ю. Шевчук: «Он смотрит на нас своими близорукими глазами, в которых – вечность, боль, любовь... Попробуй погладь, брось кость – не даст, не возьмет, не та порода. Поэтому здесь художники, здесь искусство».
Второй хит про Петербург, как и первый, Шевчук, что говорится, «выходил».
Ю. Шевчук: «Я помню, «Черный пес Петербург» я просто выходил. И вот эти три аккорда, минор такой, эта русская плясовая, они просто вошли в меня. Я помню, я переходил, по-моему, Невский проспект около Литейного – и тут вот это (напевает «Черного пса»). Я чуть не заплакал. Думаю: «Ну, ешкин кот, нашел!». А я искал, понимаешь, эти три аккорда месяца три. Так тяжело сделать просто, очень тяжело».
Музыканты в составе ДДТ были очень искусные, поэтому они всё время пытались «облагородить» простые мотивы Шевчука. Вот и из «Черного Пса» пытались сделать то PINK FLOYD, то RED HOT CHILLI PEPPERS, но автор убедил их, что «барыня» в три аккорда и есть настоящий «русский блюз» и особо изощрятся не стоит. Правда, на концертнике «Черный пес Петербург» 1992 года он всё-таки дал музыкантам поджазовать в середине песни, в результате чего песня растянулась на 8 минут...
Сам концертник, как и одноименная песня, вышел сумрачным и тяжёлым. Ещё одним его хитом стала красивая песня «Ты не один», на которую был снят запоминающийся клип с дальнобойщиком и бегущей собакой.
Ю. Шевчук: «Вот дал нам МАЗ три трейлера. А я раньше хипповал, ездил автостопом на этих МАЗах-КАМАЗах. Я спрашиваю: «Почему вы даете?» – «Мы услышали песню «Ты не один». Это про нас. Мы так же думаем, того же хотим».
«Мертвый город» (1995)
После распада СССР национальные конфликты в России не только не утихли, а разгорелись с новой силой. Взамен Афганской войны страна получила войну на своей территории – а именно в Чеченской автономной республике. Во времена «беспредела» 1990-х Чеченская война стала особо кровавой, грязной и непоследовательной (войска то вводили, то выводили, а Грозный штурмовали два раза).
Как истинный народный интеллигент (говорю это без иронии) лидер ДДТ не стал отсиживаться вдалеке, а первым из музыкантов рванул в начале 1995 года прямо на Кавказ, в гущу боевых действий. Штурм Грозного начался как раз в Новогоднюю ночь.
Ю. Шевчук: «Был такой момент, когда утром после ночного артобстрела выпал снег. Я вышел на улицу из подвала, весь в пыли. Тишина. Развалины медленно покрываются, как саваном, белым снегом... А наутро выпал снег...»
Так родилась первая песня Шевчука (и наверное вообще первая известная песня) о Чеченской войне – «Мертвый город. Рождество». Очень страшная и очень сильная песня, как музыкально, таки и поэтически.
...А наутро выпал снег После долгого огня. Этот снег убил меня, Погасил короткий век. Я набрал его в ладонь, Сплюнул в белый грязь и пыль. То ли небыль, то ли быль, То ли вечность, то ли вонь...
Ужасы, увиденные Шевчуком на войне, не изменили его миротворческих иллюзий. В октябре 1996 года ДДТ даже даст в центре Грозного концерт, на котором будут присутствовать как российские солдаты, так и чеченские боевики. Во время концерта никаких эксцессов не произошло, но и война, понятно, не прекратилась. Шевчук, который сам был не дурак подраться, так и не понял, что бывают случаи, когда перемирие невозможно.
Ю. Шевчук: «Видел я и мужество наших солдат. Я понял, что чем ближе к передовой, тем чище люди. Вся грязь сходит, когда рядом смерть. Я был восхищен этими людьми. Они исполняют свой долг и ни в чем не виноваты. А виноваты политики, которые развязали эту бойню».
Но лидеру ДДТ не откажешь ни в мужестве, ни в таланте. На тему Чеченской войны родятся ещё две сильные песни – горькая «Пацаны» и боевая «Просвистела».
«Любовь»(1995)
Чтобы не сойти с ума от увиденного, Шевчук покидает Чечню, откуда прямиком направляется в деревню. Там, в тишине и на природе, он приходит в себя, и начинает готовить новую программу. С большим трудом он вытаскивает из тайников души всё светлое, что могло остаться после посещения Чечни. Не случайно первой написанной песней, определившей и название нового альбома, становится «Любовь». Это была очередная попытка Шевчука сохранить оптимизм и позитив даже в эти безрадостные годы. Хотя начинается песня довольно грустно («Он прожил много лет, он прожил много зим. Тянулись серые дни, и никого рядом с ним»), далее мы видим, как, вопреки всему, природа оживает и оживляет город.
Ю. Шевчук: «После того, как видишь зло таким неприкрытым, на имперском уровне, хочется любви, тепла, света. Душа жаждет спасения. От огня, грязи, кровищи. ...И хотя, быть может, песня попсовая получилась – она мне дорога».
На такую песню С. Дебежевым был снят, наверное, один из самых «попсовых» – то есть, красивых и дорогих – клипов, где особенно запоминался стартующий подобно ракете, Александрийский столп. Понятно, что в этом случае не обошлось без спонсоров – так, в кадрах можно увидеть часы с надписью «БашКредитбанк».
Ю. Шевчук: «Когда мы записывали эту песню в Америке – даже созванивались с Дебижевым. Я обрезал куплеты, искали ритм – мы созванивались, а он монтировал клип. Впервые нами была сделана такая попытка работы, когда музыка и видеосъемки делаются параллельно. Я не знаю, что из этого вышло. Нам хотелось создать видеосказку, снять неожиданный, пышный клип. Мне кажется, что клип перевешивает песню».
Да нет, Юрий Юлианович, песня тоже вышла отличная – яркая и действительно светлая.
Вышел новый альбом группы "ДДТ" "Прозрачный". Он действительно прозрачный — по звуку, по атмосфере. Это не самая сильная поэтическая работа Шевчука, но зато очень красивая. Много клавишных, женского вокала, мягкая гитара и безупречно спродюсированные аранжировки. Очень современная и актуальная инди-музыка. "Для бюрократов мертвец,/ для радикалов кефир./ Мне б с партизанами в лес,/ и там беречь этот мир",— поет Шевчук на фоне жизнерадостного проигрыша а-ля "Битлз". Такой вот дуализм: слова горькие, но музыка не сдается.