зажиточный крестьянин или бедный. Жгли всех, чтобы не падало подозрение на истинных поджигателей.
В феврале – марте 1930 года село Шаблиш Багарякского (ныне Каслинского) района Челябинской области, где жили Казанцевы, шумело как встревоженный улей. Население не знало, что делать, кому верить. А через несколько месяцев в этой семье родился пятый ребенок – девочка, получившая имя – Александра.
«Мама была неграмотной. Считалось, что грамота девочкам ни к чему, а мальчикам нужна для того, чтобы письма домой писать из армии, поэтому девочек не обучали. А вот папа умел читать и писать и работал в сельсовете секретарем. Помимо этой должности выполнял функции «свободного пожарного», т. е. На общественных началах тушил пожары в селе, которых в 30 –ые годы было очень много»,- вспоминает Александра Васильевна.
В 1931 году умер отец, осталось пятеро детей и больная мать. Семья и так очень нуждалась, а, потеряв кормильца, и вовсе обнищала. Пришлось братьям бросить школу, (Митя окончил 6 классов, а Коля – 5 классов) и пойти работать в колхоз.
«Крестьянский сын» фото Суминой А.В. 1964 г.
Этот снимок украшает обложку книги «Деревня – Родина нашего детства».
«На дворе стоял 1931 год. Сначала братья работали на разных работах, а потом старшего взяли конюхом, а младший – рассыльный в правлении колхоза, секретарь. Это в свои-то 11 лет! Однажды «зарплату» Мите и Коле выдали мукой. Митя хвалится: «У меня 16 килограммов, а у Коли всего восемь!» «Так он же маленький!» – вступилась за Колю мать. «Да он только с перышком сидеть умеет», – не унимается Митя. «А ты шестилетку закончил, а только навоз у коней умеешь убирать!» – в сердцах ответила мама.
Обиделся Митя. Узнал, что в Каменске-Уральском открывают учительские курсы, назло всем пешком ушел учиться, хотя его с шестиклассным образованием сначала не брали. Но сумел убедить начальника курсов, его приняли. Так начиналась наша учительская династия», – рассказывает Александра Васильевна.
В 1935 году семья переехала в село Поднево, где учительствовал старший брат.
Александра оказалась очень смышленой. Долго наблюдала за тем, как брат проверяет тетради, пишет в них что-то. Таким образом, она самостоятельно научилась писать, читать, и 1 марта 1938 года ее зачислили в 1 класс.
В 1940 году школа стала семилетней. Ребята, начиная с 3 класса, сдавали переводные экзамены по всем основным предметам. 1941 год. Война. Александра пошла в 5-й класс. В расписании уроков появился новый учебный предмет – военное дело (физкультура была отменена). В это время в школе училось много учеников, но не все заканчивали ее. Кто-то уезжал, кто-то бросал и шел работать. Тяжелое время. Холодно и голодно, нечего надеть, обуть. Школа как могла, помогала детям. «Нас подкармливали. Один день давали две вареных картофелины и кусочек хлеба, назавтра – кусочек киселя. На следующий день что-то подобное», – вспоминает Александра Васильевна.
Очень много ученики помогали фронту. Вязали носки, варежки для бойцов. Шили кисеты. Сушили картофель: надо было его почистить, нарезать соломкой, обдать кипятком, а потом высушить на печи. На своем огороде Александра с сестрой выращивала табак. Когда он высыхал, его рубили в деревянном корытце и отправляли на фронт.
Каждый день в школе в большую перемену дежурный учитель читал ученикам последние известия с фронта. В это время в школе ввели новый предмет – военное дело (физкультура была отменена).
Летом работали на прополках хлебных полей, помогали на сенокосе. Осенью старшеклассники выходили жать хлеб серпами. Сжатый хлеб вязали в снопы, снопы ставили в суслоны. В суслонах снопы высыхали, затем их свозили в скирды. Зимой молотили конной молотилкой, веяли и сортировали вручную, т. к. электричества в деревне не было. Для этого существовали машины: веялка и триер. Крутить их надо было вручную, что делать было особенно тяжело. На этих работах трудился каждый школьник, т.к. все понимали, что в этом заключается их помощь в борьбе с фашистскими захватчиками.
Выращенный и с таким трудом собранный хлеб почти весь сдавали государству. Оставались лишь отходы, т. е. легкое зерно с семенами сорняков. Его выдавали на трудодни колхозникам. Колхозники размалывали его на водяной мельнице и из полученной муки пекли хлеб. Но и такой муки было мало, поэтому жили впроголодь.
«Юный турист», фото Суминой А.В., 1982 г.
«В нашей семье была лишь одна работница – моя старшая сестра Анастасия. Она как раз в 1941 году окончила десятилетку, сдала экстерном экзамены за педагогическое училище в городе Катайске и поступила работать учительницей начальных классов в селе Клепалово. На ее иждивении была больная мать, я и двое маленьких племянников сирот. Мы получали паек: 5 килограммов 400 граммов на работающую сестру и по 2 килограмма 700 граммов на одного иждивенца в месяц, т. е. в день приходилось ½ стакана муки на каждого. Натрем картошки на терке, откинем на сито, жидкость с крахмалом вытечет, в оставшийся жмых добавляли немного муки и выпекали «хлеб». Разделит мама этот «хлеб» всем поровну, и не знаешь, то ли сразу съесть, то ли к обеду поберечь» – вспоминает Александра Васильевна.
Весной семья собирала перезимовавший картофель и пекла из него «алябушки». Летом питались овощами с огорода, корнями журавлиного гороха, саранками, варили похлебку из лебеды, крапивы…
Так и перебивались. К концу войны Александра окончила 7 классов.
В 1945 году Александра Васильевна пошла в 8 класс в районном центре, т. к. в родном селе, Полдневом, была лишь семилетка. Обучение в старших классах тогда сделали платным, средств в семье было немного, поэтому 9 класс она заканчивала самостоятельно и экзамены сдала на «отлично». В этот же год ее приняли учителем начальных классов, и одновременно Александра Васильевна поступила в Катайское педучилище на заочное отделение. В отличие от очников, она обучалась платно и стипендию не получала.
«В том, что я буду учительницей начальных классов, я не сомневалась ни секунды. Мой брат, сноха, сестра работали на педагогическом поприще. Да и детей я очень люблю», – рассказывает Александра Васильевна.
Учащиеся 3 кл. Полдневой семилетней школы, первый выпуск Суминой А.В. (она в центре). Фото 03.10.1947 г.
В 1949 году Александра успешно закончила обучение и была назначена заведующей в Колясниковскую начальную школу. Зарплата учителя в 1948/49 учебном году составляла 441 рубль (без специального образования) и со средним педагогическим образованием – 525 рублей. Осенью после уроков вместе с учениками подбирали колоски в поле, помогали копать картофель. Иногда учителя работали в ночную смену.
Вскоре приехал в гости Коля, привез с собой простенький широкопленочный фотоаппарат «Комсомолец». Понаблюдав, как он печатает фотографии в темном чулане при керосиновой лампе, Александра решила тоже попробовать. Фотографии вышли темные из-за проявителя. «Мы с сестрой пытались и фотографировать, но вышла лишь одна фотография, которую мы сделали на улице», – продолжает свой рассказ Александра Васильевна.
Коля, уезжая по просьбе мамы, оставил фотоаппарат Александре. «Учись фотографировать, под старость кусок хлеба будет», – сказал он мне. «Как в воду глядел! А у меня и в мыслях не было заниматься фотографией!»
Так, благодаря маме, Александра Васильевна по жизни идет с фотоаппаратом. Почти вся история послевоенной фотографии отразилась в ее творчестве: печатала при керосиновой лампе снимки 6 х 6; сделала самодельный фотоувеличитель, стали получаться снимки 6 х 9, 9 х 12.
«Утро в Новоипатово», фото Суминой А.В.
В 1954 году Александра Васильевна вышла замуж за человека, который искал ее всю свою жизнь – за Алексея Николаевича Сумина. В 1955 году родилась дочь Нина. Через два года семья переехала в наше село, и Александра Васильевна стала учить новоипатовских ребятишек. В 1957 году родился второй ребенок – сын Сергей.
Хотя после войны прошло более десяти лет, рабочих рук не хватало, поэтому иногда учителя работали ночью на складе, в том числе и Александра Васильевна.
«Школа в Новоипатово была одноэтажной, деревянной, рассчитанной на четыре класса, а занималось семь. В каждом классе было по 20 с небольшим ученика. В 1962 году построили пристрой на 6 классных комнат. Занятия теперь проходили в одну смену. Все учителя занимались агитационной работой. А получали за свою, можно сказать, круглосуточную работу 52 рубля 50 копеек (после реформы 1961 года)», – рассказывает Александра Васильевна.
В начале 1959 года при Н.С.Хрущеве Новоипатовский колхоз начал сеять кукурузу (каждый колхоз должен был ее сеять), а всех работников школы обязали пропалывать тяпками определенные участки посевов. В колхозе, кроме зерновых и кукурузы, сеяли морковь, садили турнепс и картофель. Школьники под руководством учителей летом пололи овощи, а осенью помогали убирать урожай.
«Где-то в семидесятых годах выдалось очень засушливое лето. Ученики и учителя во главе с директором Эммой Константиновной Сазоновой заготовляли ветки ивы, березы. Этот веточный корм везли на АИСТ (агрегат искусственной сушки травы), там его измельчали, сушили и размалывали на витаминную муку для скота. Но ее не хватало, поэтому приходилось зимой выходить в лес и заготовлять ветки сосны, которые тоже на АИСТе перерабатывали в муку для скота», – вспоминает Александра Васильевна.
За свой самоотверженный труд в первой половине семидесятых годов учителя получали 70-77 рублей, затем, после 1974 года – 100 рублей. Перед перестройкой учителя считались богатыми людьми – государство платило им 125 рублей в месяц.
Проработав в школе не одно десятилетие, Александра Васильевна много маленьких мальчишек и девчонок научила писать и читать, и все о ней вспоминают с благодарностью. Например, так, как Елена Александровна Орехова:
«Ее искренне улыбающиеся глаза говорят о чуткости и доброте. Она очень скромный человек. Это заметно во всем: в ее умении сдерживать эмоции, в манере одеваться – неброская одежда в будни, строгое синее платье с белой вышивкой в праздники. И никакой косметики. Александра Васильевна очень преданный человек, преданный своему делу обучения и воспитания подрастающего поколения. Ее призвание – педагог и фотограф. В наше время в фотокружок ходили почти все. Мы задерживались в школе до вечера, увлеченные подготовкой очередного фото-стенда. А теперь уже внуки ее первых выпускников занимаются фотоискусством. Низкий поклон Вам, моя первая учительница!»
Последний выпуск 1980-1984 гг. в Новоипатовской средней школе №19 (она в центре) Фото 1982 г.
Прошли годы. Выросли и разъехались дети. Умер муж. Александра Васильевна живет одна. Но не чувствует себя одинокой. Каждый день ждут ее юные фотографы. С 1984 года руководит она школьным фотокружком. «Разве не волшебство, когда на чистом листе бумаги появляются по твоему «хотению» неповторимые по своей красоте уголки природы?! И это сотворенное тобой «чудо» будет жить долгие годы. Мои ребята еще не волшебники, они только учатся. Но я верю, что у них многое получится».
Центральное место в творчестве самой Александры Васильевны занимают снимки детей. «Дорогие мои мальчишки и девчонки! Они даже не подозревают, как много значат в моей жизни. Идут годы, уносят силы, и здоровье… Ничего не поделаешь, это закон природы. Но общение с детьми помогает сохранить бодрость духа.
Как важно для человека осознавать, что ты нужен кому-то, что тебя ждут и радуются твоему приходу! Рядом с молодыми я забываю о своей старости и обо всех жизненных невзгодах. Вместе переживаем горечь неудач, вместе радуемся хорошим снимкам. В самом деле, как это чудесно, когда на чистом листе бумаги появляются то серьезные, то озорные, то немного испуганные детские лица! И это созданное нами «чудо» будет долгие годы бережно храниться в семейных альбомах…
Это увлечение делает мою жизнь содержательной, интересной, дает возможность общаться с людьми, останавливать на долгие годы разные мгновения из жизни».
Александра Васильевна демонстрирует самодельный фотоувеличитель в музее школы №19. Фото 1985 г.Александра Васильевна иногда участвует в конкурсах своей любимой газеты «Маяк», с которой не расстается вот уже сорок лет, и, конечно, часто занимает первые места.
В мае 2001 года Александра Васильевна уволилась. «Собралась пожить в свое удовольствие, без забот и хлопот. Все-таки восьмой десяток живу на свете, пора и угомониться. Да не для меня оказалась такая беззаботная жизнь. Летом еще ничего: уход за скотом, дела огородные, сенокос. Скучать некогда. А зимой разные думы стали одолевать. Жизнь стала неинтересной, бессодержательной. Заменить в школе меня оказалось некому. Приду, а дети спрашивают: когда фотокружок будет работать. Жалко мне их стало. И в январе 2002 года я решила вернуться к своим юным фотографам. Буду работать, пока есть силы и здоровье. Так решила».
«Новоипатовские просторы – луг», фото Суминой А.В.Как мы рады такому решению! Ведь благодаря увлечению Александры Васильевны мы знаем, как строилась наша школа, весь комплекс, как проходили праздники и митинги в деревне, как протекала школьная жизнь. И в этом ее огромный вклад в создание летописи нашего села Новоипатова.
За добросовестный труд, за почти 40 лет отданных детям, школе в 1984 году Александра Васильевна была награждена медалью «Ветеран труда».
2004 год, Суминой А.В. вручает Почетную грамоту глава Сысертского раона (на тот момент) Патрушев В.Г.Много учеников было у Александры Васильевны, в разных уголках нашей Родины можно встретить их. И каждый из них нашел благодаря своей первой учительнице свое призвание в жизни.
Поздравление Суминой А.В учениками 7 класса с Днем Учителя, 05.10.2014 г.Автор: Колобова Людмила Викторовна, учитель 1 категории МКОУ СОШ №19, село Новоипатово Сысертского района Свердловской области, стаж работы 16 лет.
http://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/profession/16024.html